l008 Промысел БожийЦитата:
Состыкованные меж собой, корабли-гиганты обращались по эксцентрической солярной орбите в двух астроединицах от распухшего шара красной звезды, поднимаясь над плоскостью эклиптики в периастрии и ныряя под нее в афелии.
Эксцентрик - круглый диск, насаженный на вращающийся вал так, что центры диска и вала не совпадают.
Солярная орбита? Наверное, орбита вокруг Солнца. Орбита - всегда эллипс (не окружность). Но фокусы эллипса вряд ли можно назвать эксцентриками (хотя понятие эксцентриситет существует).
Астроединица? Астрономическое расстояние от Земли до Солнца (150млн.км.)
Красная звезда? Повидимому, местное солнце.
Плоскость эклиптики - (грубо) плоскость, в которой вращаются планеты вокруг центрального светила.
Периастрий - в системах двойных звезд точка орбиты звезды спутницы, ближайшая к главной звезде.
Афелий - точка орбиты планеты, кометы или какого-либо другого тела, обращающегося вокруг Солнца, наиболее удалённая от Солнца.
Если сложить всё сказанное (перевод): искусственные миры вращались по эллиптическим орбитам, поднимаясь над плоскостью эклиптики по мере приближения к красному гиганту, и опускаясь под эту плоскость, при удалении от него.
Если учесть такое сообщение:
Цитата:
Меньшая из звезд дуплета величественно плыла по эллипсу радиусом в миллиард стандамиль вокруг своей древней красной сестры.
становится понятно, почему "периастрий", а не "перигелий" - речь идёт о системе двойных звёзд (Младшая сестра - белый карлик, Старшая сестра - красный гигант).
Но как быть с таким фрагментом:
Цитата:
Мозгочерви прогрызли его обледенелый череп десятилетие спустя, когда вымороженная вакуумом мумия Клая попала в поле тяготения одной из Танцующих Сестер за юпитерианской орбитой системы.
Где Юпитер - там и Солнце? Зачем в этом тексте Юпитер?
И если "гигантские корабли" вращались именно вокруг красного гиганта, то всё-таки перигелий (а не периастрий).
Но не это я полагаю главным противоречием истории.
Цитата:
Власть предержащие не жаловали и презирали Клая за тунеядство и легкомысленность, но, не в силах игнорировать его популярность у населения, вынуждены были скрепя сердце приглашать его на всевозможные мероприятия, призванные разнообразить монотонную жизнь тесного мирка Небес обетованных, мероприятия официальные - и не слишком.
А вот чуть выше:
Цитата:
Его песни нравились простому народу Небес. Они легко запоминались, а забывались еще легче — как забываются взаправдашние новости, утратив свою злободневность.
И ещё выше:
Цитата:
Клай Вельд был бардом. Возможно, последним в этой части обитаемой Галактики. Все, что он умел в жизни — это играть на всех известных струнных инструментах (отдавая предпочтение, впрочем, гитаре), сочинять песни и петь. Немалое умение, если разобраться. Однако совершенно бесполезное в глазах Комиссии по целесообразности.
Я к тому, что можно представить сугубо прагматичный социум, в котором музыка и рифмоплётство не нужны. Но тогда и никому не нужны. Если же народу "нравится", и это "нравится" признаётся "власть предержащими", то, выходит, нужно? И если это умение - дефицит, то ценно?
Понимаю, что для идеологии рассказа такие рассуждения убийственны (не вижу, как устранить это противоречие в рамках этого рассказа), но написано ведь не для жителей "вольнограда", а для нас, обычных людей?
Цитата:
Осознав себя всеведущим, Клай Вельд заскучал.
Неплохо.
Цитата:
Гигантское веретенообразное существо медленно прокладывало себе путь сквозь скопление человеческих тел, которые расступались при его приближении и снова смыкали свои ряды, стоило чудовищной туше миновать их. Воронкообразная пасть на передней оконечности монстра всасывала разреженный газ и с силой выталкивала его сквозь многочисленные сопла, разбросанные тут и там по огромному туловищу. Короткие широкие плавники едва заметно шевелились, корректируя курс.
И всё-таки, Метаморфозы?
Вот здесь и фантазия, и тщательность работы очевидны.
Резюме.
Очень хорошо.
Из нареканий ещё одно - композиция. Сперва Клая умерщвляют, потом идёт его биография, потом - некрография. Пришлось несколько раз перечитывать смежные границы главок, чтобы понять эту последовательность.
Ещё не понравилась привязчивость главного героя: его послали, так он взорвал солнце, чтобы что-то доказать возлюбленной.
Как-то оно не так.
И зачем сообщение:
Цитата:
Его смерть была первой смертью по приговору за все столетия существования вольнограда. Провожая тело Клая в последний путь с обзорных палуб поселения, его обитатели, каждый из которых знал и любил крошку-барда, поняли, что всяческой свободе и вольномыслию на Небесах именно сегодня пришел конец.
Эти строки настраивают на социалку (вот щаз народ проснётся, возьмётся за мотыги-лопаты, и покажет кто в доме хозяин). А Клей им всем поможет.
Ни фига.
Клей всё ещё думает о девушке, которая не захотела иметь дело с горбатым карликом.
И ещё: "мозгочерви проели его труп десятилетие спустя". Значит, прошло больше десяти лет? И Роза-Мария всё ещё помнит барда и его песню?
Зачем тогда жаловалась отцу?
Мне кажется, всё это неспроста.