k001 ИзбранникДочитал до конца. Делать пометки бросил после третьей или четвёртой главы. Затянуло. Было интересно, что же дальше. А дальше был бессовестный обман: автор вспомнил о потолке в 40тыщ символов и просто остановился на полуслове.
Тогда я перечитал второй раз: теперь было стойкое ощущение, что автор не столько продумывает сюжет, сколько размышляет: ваять роман или ограничиться повестью? К примеру, эпизод, когда Лейв видит мать "под сливовым деревом" ничего не добавляет к тексту, зато мог быть хорошим зачином к сверхзадаче возвращения героя из "любовных объятий" Терры. Вот только ни возвращения, ни объятий, ни даже выбора: дали парню красный шарик или выбрали кого-то другого? - в тексте нет. Места не хватило. А жалко...
Общее впечатление: понравилось. Но при всех достоинствах изложения, текст на рассказ не похож (задача-решение-результат). Впрочем, в порядке оправдания автора, допускаю, что задачей этой истории, являлось описание процесса перехода от тихой паники (а-а-а!!! меня могут выбрать! я могу умереть!) к сдержанному мужеству принятия судьбы и даже готовность бросить судьбе вызов "Помериться с Террой взглядами, понять ее и свою суть..." Этот лейтмотив весьма призрачен, но угадывается.
Что НЕпонравилось.
1. Зачин. На мой взгляд, начало никуда не годится. Собственно, одним из критериев моего уважения к автору является именно поворот снисходительно-пренебрежительного отношения к тексту (из-за первый строк) к полному восприятию в середине и ближе к обрыву.
Судите сами:
Цитата:
1
В стародавние времена, когда не было еще земледельцев и мастеровых, люди круглый год кочевали с места на место.
Однажды вождь одного из племен заночевал посреди равнины вблизи одинокой розовато-бежевой скалы. Ночью ему явилась небожительница, назвавшаяся Террой.
- Я дух этого места и не нуждаюсь ни в чем земном, - сказала дева, укрытая лиловым покрывалом, из-под которого виднелась только нежная кисть руки с тонкими...
Мои представления об "ударном" зачине - это настраивание читателя на ритм, слог, размер. Первые строки не должны вызывать ни усмешки, ни вопросов. Это увертюра, которая проглатывается, как приглашение, но не дверь, через которую нужно протискиваться.
Ваша "увертюра" содержит вопросы, и содержит усмешку.
"
Однажды вождь
одного из племен заночевал посреди равнины вблизи
одинокой розовато-бежевой скалы"? Однажды одинокий одиночка остался совсем один?
Если Терра не врёт,и действительно "не нуждается ни в чём земном", зачем вступает в переговоры с натурально-земным вождём? Выходит, нуждается? Выходит, врёт?
А как «одинокий вождь» узнал, что это дева, если из-под покрывала «виднелась только нежная кисть руки»?
Неужели по "нежности"?
Не сердитесь, автор. Всё выше и ниже сказанное - вкусовщина (моя, доморощенная), но ведь, не отказавшись от разбора в моей ветке, вы согласились услышать моё мнение?
Во второй главе показалась неудачной фраза:
Цитата:
На руках у старца — ягненок, смеющиеся глаза излучают мудрость.
Настрой зачина ("одинокий одиночка") забросил щупальца иронии и сюда: это у ягнёнка "смеющиеся глаза излучают мудрость"?
А вот ещё спорная фраза:
Цитата:
Ну, а после завершения всех трудов семья отправится на посиделки к соседям. Там гостят две юные родственницы из охотничьего клана: Ковали второй уж год подбирают Лейву невесту, да только ни одна красавица не пришлась ему пока по душе.
Нужно внушить себе, что речь идёт о "родственницах" соседей, а не Ковалей. Иначе получится, что в этом мире браки заключают только между родственниками. Зачем уточнение, что Лейву подбирают невесту из «родственниц»?
В пятой главе споткнулся о фразу учителя Уду:
Цитата:
Жилище — недавнее изобретение людей. Миллионы лет без него обходились...
Современная история охватывает период 5-6 тысяч лет развития человечества. Смотрим телевизор, общаемся по компьютеру, летаем в космос. У этих людей "миллионы лет развития"... Это нарочно? "Гвоздик" для будущего романа? Не так уж и хороша эта Терра: да, живём сыто, но и стоим на месте?
Терра тормозит прогресс? Или "миллионы" - преувеличение?
Самой большой загадкой показалась фраза:
Цитата:
Отложив чекан, Лейв придирчиво оглядел неровно окрашенный бугристый лист — неприглядную пока основу парадного панно, исполняемого им по заказу почтенного скотоводческого клана. Рисунок на высветленном темперой металле только-только начал обретать глубину.
Не думаю, что "темпера" - это опечатка от "температуры" (от температуры металл может потемнеть (окислиться), но вряд ли станет светлым). Тем более, что есть такая "темпера", и даже есть методики окраски темперой (в т.ч. и металлов). Но мне всегда казалось (я долгое время работал в наружной рекламе), что обработка поверхностей темперой - только на заключительном этапе, когда рельеф ПОЛНОСТЬЮ закончен. Какой же смысл покрывать темперой (краской) лист меди, если чеканщик всё ещё лупит по нему чеканом?
Но всё это, конечно, не главное. Главным же мне показалось желание автора создать некую замкнутую модель, в которой возможны прямые связи человека с богом (богиней). Пожалуй, получилось. Но что дальше? Зачем такая модель? Что она моделирует? А вот это (на мой взгляд, самое интересное) осталось вне конкурса. И это обидно.
Удачи и с уважением.