h002 Метаморфозы
Красиво, автор! Той истиной красотой, которая (если не ошибаюсь – по Оскару Уайльду) определяется своей абсолютной бесполезностью. Потому что, про что именно ваш рассказ, я не понял – а вот красиво, это да! Так что, по Уайльду (если опять не ошибаюсь) – вот это именно настоящая красота и есть. А Оскар Уайльд мне очень нравится. Правда, он плохо кончил. И стала его могила на Пер-Лашез местом паломничества особой, как говорится, ориентации людей. Чудищу, украшающему памятник, даже член пришлось отломать – совокуплялись с ним фанаты. Вот такая грустная судьба… Что? Нет, у Уайльда. Я, кстати, однажды был в Париже и отыскал на Пер-Лашез могилу своего прадеда. Оказалась она недалеко от могилы божественного Оскара. Так вот стоим мы над ней и вдруг видим, как к нам (стояли мы в глубине участка) шагает, высоко поднимая ноги, какой-то тип в шортах. Как сказал бы кот Матроскин, подозрительной наружности. «Ага, – говорит тип, – это, наверное, могила Оскара Уайльда?». Слава богу, говорит по-английски, что и позволило мне объяснить ему его ошибку. Но жена ещё долго на меня подозрительно косилась, раздумывая, наверное, какие именно особенности моего внешнего облика натолкнули этого человека на мысль, что там, где стою я – и есть могила Оскара Уайльда. Но я отвлёкся. Что, автор? Да ладно, сам такой! А кто на китов межгалактических в начале своего рассказа отвлекался? Или вы подумали, что эти картины с перевозкой третьеклассных пассажиров в китовом дерьме – и есть истинная красота?! М-да… Вы, автор, слишком уж буквально приняли к сведению скандальное заявление одного из российских олигархов, что, мол, у кого нет миллиарда – тот в жопе. Пардон за мой французский, которым я толком не владею, но из песни слова не выкинешь. А если начать выкидывать слова из русского разговорного языка, то и слов-то не останется… Именно туда вы пассажиров третьего класса и поместили. Но не будем о грустном. Ага, автор, я именно ваших совокупляющихся межгалактических китов и имею в виду. На любителя сцены, очень на любителя… Хотя и не лишены определённой красоты. Дикой, так сказать, первобытной… Межгалактической… Но, вообще-то, под красотой я понимал вашу Орду. Вот это – по-настоящему красивый образ. И редкий. Потому что редка сейчас социальная фантастика, содержащая социальную сатиру такой силы: о непреодолимой притягательности лишённого личной свободы, но сытого и беспроблемного (делай, что скажут – и всё будет хорошо) существования. Красиво вы это преподнесли, очень красиво. А потом вообще запредельная красота пошла. Как это… А, вот: «Сквозь лабиринт течений галактического вихря, минуя непостижимость туннелей Безразмерности, оставляя позади суету миллиардов ничтожных человечков, рассеянных среди бесчисленных звезд, мчится чудесный корабль, похожий на удивительной красоты бабочку. Крылья его питает энергия миллионов солнц. Цель его неочевидна и далека. Полет его будет длиться вечно. От звезды к звезде. От галактики к галактике. И так – до самого края Вселенной. Человечество тихо угаснет спустя долгие тысячи лет, гадая, удалось ли тем, кто ведет этот корабль, одновременно являясь им, заглянуть за край Мироздания. Род людской уснет, так и не узнав, что открылось им за этим краем. Вселенная умрет в хаосе энтропии и возродится вновь в неистовстве первородного огня. Мотылек летит, каждым взмахом своих крыльев задувая солнца.» А? Блестяще! «… каждым взмахом своих крыльев задувая солнца»… И как удачно вы, автор, выбрали заглавие для своего рассказа! Отсылает оно намёком в толщу человеческой культуры – в даль прекрасно-раскованной античности… Концовка мне очень понравилось. Очень. Ещё и потому, что – очень грустно. Вот если б на таком уровне, да весь рассказ… А то болтается там какой-то смысл непонятной погони… Хотя… Нет, всё равно не понятно. Но красиво. В конце.
Оценка: язык, стиль – нормально, идея – так себе, сюжет – так себе, герои – плохо, послевкусие – хорошо, итог – 26.
|