Читалось легко, с интересом. Экшн с элементами детектива тоже присутствует. Неплохой рассказ.
Эльфы злые, да. Пратчетт в романе «Дамы и господа» замечательно это изобразил.
Сначала, вроде, не было претензий. Ну, мамка, конечно, шаблонная — ищет, к кому присосаться, ребёнком не занимается. В общем, таких пруд пруди.
Сломала меня сцена в доме Али. Вот там уже мать и бабка насколько... карикатурные, что из серьёзного, в общем, повествования рассказ превращается в какую-то дикую пародию. Из серии «их нравы». Не знаю... мне кажется, здесь всё-таки пересолено. Понимаю, что нужно было запутать читателя — дескать это Алю все обижают, вот она и запустила механизм защиты. Но можно было тоньше сделать, на мой взгляд.
Прекрасно понимаю, что такие вот хабалки тоже существуют. И всё равно, сделано грубовато. Можно было иезуитства какого-нибудь добавить, что ли. Не так в лоб подавать... Впрочем, это вопрос вкуса, понимаю.
Ещё одно: такие персонажи как Ростик изначально воспринимаются как заряженное ружьё, которое непременно выстрелит. Ну вот, клише такое: если есть мальчик/девочка с теми или иными отклонениями от нормы, то благодаря им произойдёт какой-нибудь твист. Поэтому способности Ростика не стали неожиданностью, откровения не получилось.
Но главный просчёт, на мой взгляд, состоит в том, что Ростика таки угондошили. По этому поводу хорошо сформулировали Стругацкие:
Цитата:
Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, нежели литературному герою стать положительным, если он, герой, хоть раз позволит себе пройти равнодушно мимо птички с перебитым крылышком.
Здесь роль птички как раз и сыграл Ростик.
Причём, мне понравилось, как пожертвовали Алей. Ну, или как она самопожертвовалась.
Но вся мотивация Яны, все её страдания и злость на брата, стремление защищать людей одним махом стираются, когда она нажимает на спуск. Читатель видит только одно: избиение младенцев. Имеет право, между прочим. Потому что знает, что у мальчика нет ровно никого, кроме Али и ничего, кроме сказок. Никаких попыток его понять, как-то успокоить, договориться не предпринимается. «Нет человека — нет проблемы», ну-ну. И это однозначно воспринимается очень плохо.
Ещё одно, чисто прагматичное: насколько я понимаю, «стрижи» — силовики. Для них не существует общепринятых правил кроме «служить и защищать». То есть, стрижи — исполнители, подчиняющиеся государству, граждан которого и оберегают. Но это — тупая сила. А где мозг?
Стало понятно, что нечисть приходит благодаря книгам. Нужно найти источник — это понятно. Мальчишка обладает сверхсилой и, вместо того, чтобы изучить эту силу и обуздать, в него тупо стреляют. Расточительство какое-то, чесслово.
А когда появится ещё один вундеркинд, устраивающий прорывы — его тоже пристрелят? Репрессивная машина получается, а не государство.
Или вот ещё вариант: все фентезийные книги сжечь. А так же - книги с пришельцами, пиратами, викингами и прочей нечистью.
В общем, стрижи не вызывают ни малейшего сочувствия. Совершенно не хочется им сопереживать и принимать их мотивацию. Наоборот, хочется встать на сторону слабого. Возможно, так и было задумано.
Но если бы финал был открытый, если бы была хоть какая-то попытка решить вопрос неоднозначно — стало бы в разы интереснее, на мой взгляд. Как-то так.
P.S. И последнее: если можно просто захлопнуть книгу, то почему нельзя выстрелить из пистолета с транквилизатором и отключить источник прорыва? Как хотите, а неоправданная жестокость какая-то получается.