20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Риомир Число символов: 18773
16 НЕ человек-10 Финал
Рассказ открыт для комментариев

g040 ...цвета ультрамарин


    

    Где же еще обитать, пернатой этой бестии, если не здесь, в лесу среди огромных темно-зеленых, даже с легким темно-синим отливом елей, протягивающих мокрые, озябшие на холодном ветру лапы к костру?
    Стояла поздняя осень. Небо хмурилось черными тучами. Необычно стемнело – четыре часа вечера для этих широт – время далеко не позднее. Ветер громко шумел кронами, но на поверхности едва чувствовался. Скорее даже освежал. Густой синий туман клубился в двух-трех шагах от костра и казался живым. Как будто деялось настоящее колдовство. Маршрут был исхожен вдоль и поперек. А некоторыми из присутствующих – и по многу раз. И трем поваленным стволам, равносторонним треугольником окружившим старательно расчищенную площадку, так близко от электрички просто неоткуда было взяться. Совсем недавно их здесь не было!
    Место ночевки предполагалось через три-четыре часа ходу, но едва вышли из электрички, заморосил мелкий, противный дождик. Дождь – дело житейское. Но вот туман… большая редкость в здешних местах. Туман стоило переждать. Трудно было сообразить, бывают ли они – туман с дождем – одновременно. Но факт оставался фактом. Отошли пару сотен метров вглубь леса и командир объявил перекус. Не столько потому, что проголодались. Хотя, было и это. Просто надо было подумать. Стоит ли отправляться в путь в условиях такой никудышной видимости. Неожиданная оказия показалась к месту.
    Вокруг костра сидело семеро. Готовился нехитрый ужин, командир пел под гитару. Самое время для первого впечатления друг о друге. Для шестерых из присутствующих, трех парней и трех девушек, это не требовалось. Они были хорошо знакомы. А вот седьмой, непарный и какой-то нескладный – смотрелся белой вороной.
    Первое впечатление о нем было явно не ахти, но дорога только начиналась, песня развеяла мрачные мысли и ругаться не хотелось.
    - Говорят, что в наших широтах Синей птицы пропал и след,
    Что в анналах родной природы этой твари в помине нет.
    Говорят, что в дальние страны унеслась она навсегда.
    Только мы заявляем прямо: это полная ерунда!
     

    ***

     
    Котелок закипел, перекус прошел, песня окончилась еще раньше, и очарование момента улетучилось. К сожалению, в отличие от тумана. Тот как раз никуда не делся.
    - Зачем ты взял этого придурка! – крикнул Анатолий, когда затоптали костер и приготовились отправляться в путь.
    Народ тут же дипломатично слинял, оставляя их с командиром вдвоем. Высокий и худой брюнет, Анатолий на голову возвышался над крепким, коренастым и спокойным как удав командиром. Вскипал он моментально, казалось, вот-вот бросится с кулаками. Но знакомы были не первый год, и народ понимал, что конечно, до этого дело не дойдет.
    - Взял и взял. Тебе-то что! – проворчал командир и двинулся в путь, – Попросился парень, я и взял.
    - Ты отстал бы от Володьки! – вмешалась в разговор Нина, девушка Ивана, третьего из мужчин основной группы, – Да, что может случиться за два дня пути? Вон, у него и припасы, какие-никакие имеются. Готовился человек. А мы, что же, так и скажем – иди, откуда пришел?
    Виновник разговора спокойно шагал рядом. Как будто напряженка относилась вовсе не к нему. Вместо массивного рюкзака, как у всех остальных, у него висела через плечо дорожная сумка. Плотно набитая. На работу еще годится, но, хотя и в двухдневный, но все же турпоход… по крайней мере, спальник там точно не поместится! Да и одет скорее по-городскому. Разве что, сапоги. В таких в городе не ходят.
    Сыр бор разгорелся, когда выяснилось, что для лесной жизни новичок решительно не приспособлен. Не знает даже, как развести огонь под дождем, не умеет ставить палатку, заваривать чай в котелке, и много чего еще. Поручить ему удалось только сбор хвороста, да и то с большими оговорками и под пристальным присмотром. Чтобы совсем сырого не натащил. В довершение ко всему, присоединяясь к группе, новичок забыл представиться. Потребовались энергичные усилия еще двух участниц, Марины и Наташи во время более чем трехчасовой поездки на электричке, чтобы выяснить, что его зовут Илья.
    Сложением новенький напоминал Анатолия, но явно другого плана. Скорее, интроверт. С таким в походе надежно, но тяжело. При условии, что хоть что-то умеет. Чего в данном случае не было и в помине. А держался не по чину уверенно. Что, собственно, Анатолия и взбесило. Анатолий чуть не ответил Нине что-нибудь едкое, но осекся. Опыт походной жизни у девушки был куда как побольше. К тому же, прилетела здоровенная сухая ветка и запуталась в завязках его рюкзака. Хорошо еще, не по голове!
    Пришлось специально остановиться, чтобы освободиться от непрошенной ноши. Общую остановку Владимир объявлять не стал. И так подзадержались порядком. Анатолий, опытный походник, после вынужденной задержки без труда должен догнать группу.
    Кроны продолжали шуметь, птичья мелюзга притихла, тучи стали еще плотнее, но дождь прекратился. А вот туман усилился. Видимость сделалась не более пяти-шести шагов. Так что, отставшему пришлось пошевеливаться, чтобы потом не аукаться. Попутно Анатолий отметил, что шел новенький как раз хорошо. Не выбивался из общего темпа, не спотыкался. Раздражало то, что по таким-то буеракам – практически не смотрел под ноги. Тоже мне, Большой театр! А, кстати говоря, Большой и есть. Парень-то – просто плыл над землей! Плавное движение, без рывков, подъемов вверх-вниз – завораживало.
    Хорошо, хоть тут все в порядке! – с усмешкой подумал Анатолий, – Не хватало еще на руках этого тащить!
     

    ***

     
    Догоняя группу, Анатолий заметил, что и Иван явно не в восторге от пополнения. Да и девчонки тоже. Им, бедолагам, костьми пришлось лечь, чтобы только разговорить это чудо в перьях. Не сговариваясь, друзья новичка игнорировали. Как будто его и не было вовсе. На душе заметно полегчало. Только свербила червоточинка: “И чего ты в самом деле вцепился в парня!” А что еще ожидать от начинающего? Узнал о походе в последний момент, приготовил какую-то провизию, и вперед! В клуб хотя бы зашел. Так или иначе, формальные условия соблюдены. Но все равно, не по-людски как-то.
    Догоняя группу, Анатолий прислушался. Впереди происходил интересный разговор.
    - Ты пойми! – не сбавляя темпа, втолковывал командир Марине, – Ну, не мог я его не взять!
    - Почему! – зловещим шепотом спросила та в ответ.
    Вот и славно! – Анатолий заметно повеселел, – Пусть теперь попробует отвертеться!
    - Ну, ты пойми! – смущенно оправдывался Владимир, – Это официальное мероприятие клуба! К нам имеют право присоединиться как раз на вокзале. А у него и билет имелся, и провизия. Да и на нас вышел явно сознательно. Как бы я выглядел, если бы послал его подальше! Были бы хоть какие-то основания!
    И бросил украдкой быстрый взгляд на подругу.
    - А спальник? А общественный груз? Разве это так делается? Что, в клуб не судьба позвонить заранее? – безжалостно наседала та, – А то и заглянуть. И не думай, что я – ясновидящая! Появись он там раза три-четыре, ты бы уже знал его как облупленного. И хотя бы – как зовут это чудо в перьях! А он услышал о походе от приятелей, которые, и, правда, бывают в клубе. Но не настолько близки, чтобы научить уму-разуму.
    - Ну, если хочешь, пусть в следующий раз Нина ведет. Она такой же мастер спорта, как и я, – совсем тихо прошептал Владимир. - Ну, ты и скажешь! Нинка – та еще штучка! Она подбирает вообще всех, кого можно и кого нельзя! – на сей раз, Марина разволновалась и сказала почти в голос.
    Идущие рядом даже обернулись.
    - Но зато у нас, у меня и у нее, не бывает происшествий! – убежденно заговорил командир, – Теперь, после ее восклицания, он только слегка понизил голос, – Не думай, что это объясняется исключительно опытом. Непогрешимых не бывает. Просто, взяв его в группу, вот так, в последний момент, я пытался поймать миг удачи!
    Природа как будто услышала его слова и преподнесла неожиданный подарок. Между тяжелых туч показался уголок синего неба, и выглянуло Солнце. Разговор увял. Анатолий как раз догнал группу. Удивительно, по безмятежным лицам друзей он ясно видел, что корреляции те в упор не замечают, правда, понять бы еще, в чем она заключается, это растреклятая корреляция!
     

    ***

     
    Небо потихоньку прояснилось. Ветер разогнал тучи и утих. Только высокий густой туман все никак не развеивался. В заповедных и дремучих старых Муромских лесах ориентироваться приходилось исключительно по компасу. Окрестности маршрута были хорошо знакомы, но из-за густого тумана местность не читалась. Ближе к вечеру, когда начало уже заметно темнеть, наступила пора разбивать лагерь.
    Штатно предполагалось устроить его на берегу ручья. Но никаких признаков знакомой полянки не наблюдалось и в помине. Судя по всему, это оказался берег широкой реки. А значит, все это время шли под прямым углом к требуемому направлению. В конце концов, на пологий берег и вышли. Тут уж ни у кого не осталось никаких сомнений. Взоры пересеклись на новичке. Как будто он во всем и виноват! Анатолий подошел к Илье и с трудом сдержался, чтобы не ударить по этой бесстрастной физиономии.
    Ну, да, – подумал он со злостью, – ему-то все нипочем! А то, что там, куда мы шли, полдня ходу до железной дороги, и как раз стоит станция, где вечером останавливается нужный поезд… так, про то пусть командиры думают! А тут даже катеров нет с пассажирским сообщением. И пешком возвращаться неделю. Хоть назад на электричку, в самом деле! А питаться рыбой, если только кто-нибудь сообразил захватить рыболовные снасти! В ручье-то кроме мелочи пузатой ничего испокон веков не водилось. Хотя, с Нинки станется. Она в поход без рыболовных снастей и из дому не выйдет!
    Вот, эта последняя, спасительная мысль и удержала его от рокового шага. Дел было невпроворот, и Анатолий занялся в первую очередь решением насущных проблем. То есть, организацией лагеря. Командиры, Володька с Ниной уединились в палатке для очередного выяснения отношений, и командовать пришлось ему.
    Народ быстро сорганизовался. Новичок какое-то время слонялся между работающих людей, но на него никто не обращал внимание. Это наблюдение немного царапнуло – лишние руки никогда не помешают. Анатолий взял оба походных ведра и пригласил незадачливого компаньона за водой.
    Только теперь выяснилось, что тот, оказывается, даже и не смотрел все это время в его сторону. Дорожная сумка по-прежнему висела у новичка за спиной. Теперь он стоял в сторонке, читал какую-то книгу и играл одновременно сам с собой в карманные шахматы, сделанные тоже в виде раскладной книжки. В этакой темнотище видно было из рук вон плохо, и это выглядело скорее комично, чем глупо.
    Анатолий тяжело вздохнул и сдержался в очередной раз. Чтобы не высказаться по поводу умственных способностей собеседника. В конце концов, сколько людей, столько и интересов! Тем не менее, повело себя это горе луковое вполне адекватно. В ключе своей, разумеется, логики. Не прерывая этих двух занятий, мягко говоря, странных в данной конкретной обстановке, этот ходячий ужас всех нормальных туристов, молча повесил ведро на локоть и двинулся следом. Как дальнейшее произошло, выяснить точно так и не удалось. Как на грех, каждый из своих занимался делом, и никто не обращал друг на друга внимания сверх необходимого. К тому же, все были уставшие, злые и хотели только одного – побыстрее устроить перекус и отправиться спать. О предстоящей, скорее всего неделе пути сообразить было несложно. Кстати говоря, хотя ветер и утих, туман, отнюдь, не рассеялся. Так что, они и не могли ничего толком на берегу рассмотреть. О том, что на семь человек имелось в наличии всего шесть спальников, старались не думать. В конце концов, сам виноват, будет, кому у костра дежурить. И вообще, командир взял этого недотепу с такой экипировкой, вот, пусть голову и ломает! Идти до берега – всего-то пару шагов. Анатолий невольно задумался, и вдруг обнаружил, что стремительно опускается в воду. И хорошо, если бы это была просто вода! А это была самая заурядная трясина.
    Из последних сил развернулся, погрузившись уже более чем по пояс. То ли, от стресса, то ли вообще, неведомо от чего, но видел он напарника отчетливо даже вот в таком густом тумане. И обнаружил, вернее, не обнаружил в руках того никакой книги. Ведро тоже преспокойным образом стояло уже в ногах. В этот момент ему на полном серьезе почудился почему-то у новичка над головой нимб. Тот стоял и смотрел ему прямо в глаза. Как говорится, зряче.
    А под ногами, наконец, почувствовалась спасительная твердь. Погружение было уже более чем по грудь. Трясина попалась очень вязкая. Выбраться самостоятельно сложно. Тем более, а если ближе к берегу – глубже? Руки он предусмотрительно успел вскинуть и все еще держал в одной из них ведро. Даже и не в силах сообразить, в какой именно. Левой или правой? Потому что прямо перед носом на поверхности, точно между ним и напарником лежала благословенная жердина.
    Анатолий моргнул от неожиданности, не веря глазам. Жердина только что плавала на поверхности, и он только еще собирался крикнуть напарнику, чтобы тот ему ее протянул. Надо было, по-хорошему, еще предупредить недотепу, чтобы держался поустойчивее. А еще лучше, зацепился бы за что-нибудь. А, кстати говоря, не больно-то и крикнешь, когда болото тисками сжимает грудь!
    А жердина уже протянулась к нему. Ее конец висел в воздухе прямо перед носом, сантиметрах в сорока над поверхностью. Он вцепился в нее, как черт в грешную душу. Теперь бы только напарник удержал…
    Жердина медленно начала двигаться к берегу, вытягивая его из трясины…
    Анатолий только успел подивиться нежданной физической силе новичка, и сообразить – хорош бы он был там, в лагере, врежь ему по физиономии, как уже стоял рядом с напарником. Сжимая в правой руке ведро. Тот, самое интересное, даже и не вспотел.
     

    ***

     
    Ночью Владимир проснулся ровно в три ноль-ноль. Чувство времени у него было с детства. Плюс минус пятнадцать минут. Хоть ночью вот так буди и спрашивай. Можно даже мобильник не заряжать. Настроение было хуже некуда. Права Нинка, конечно, на все сто.
     

    ***
     

    - И на кой черт тебе сдался этот компас! – шипела Нина в командирской палатке.
    Чтобы не смущать неуставной дискуссией остальную публику, которая под руководством Анатолия разворачивала лагерь, они здесь собрались вдвоем.
    – Зачем ты вообще взял его с собой, хотела бы я знать! Ах, ну, да, мы ведь крутые! Мы все больше по Сибири, да по Заграницам шляемся! А то, что у нас тут магнитная аномалия, тебе ничего не говорит? – Выпалив все это, Нина заглянула собеседнику в глаза, и увидела, что тот не понял о чем речь, – Я о компасе, конечно, а не о новичке!
    - Причем здесь аномалия, да я сто раз проходил этот двухдневный маршрут! Просто, тумана никогда не было! Ты смогла бы ориентироваться при такой видимости?
    - Не смогла бы, – честно призналась Нина, – Я на тебя рассчитывала. Ты так уверенно шел! Словом, что там судить, да рядить. Виноват. С компасом промашка вышла, что и пришлось честно признать. И даже ее рыболовными снастями не отмажешься. Они-то как раз пригодились!
     

    ***

     
    Туман заметно рассеялся. Легкое шуршание только оттеняло удивительную тишину. Командир прислушался, не в силах сразу определить его природу. Это явно не зверь и не человек. И вряд ли представляет опасность. Эта мысль предательски расслабляла. Командир взял себя в руки и еще раз выглянул из палатки. Оказывается, до этого он ограничился мимолетным взглядом! Ничего удивительного, что сразу не разобрался! Снаружи хлестал дождь, и сверкали молнии. Можно было, кстати сказать, уже и не выглядывать. Буквально сразу же прогремел гром.
    Атмосфера создалась какая-то сказочная. Новичок, дежуривший первую часть ночи, сидел напротив костра, спиной к нему. Напоминал он почему-то огромную нахохлившуюся птицу. На ненастье он внимания не обращал. Костер, правда, сверху оказался прикрыт пленкой. Командир тихо окликнул дежурного по имени, тот обернулся и наваждение развеялось. Командир немного размялся и отпустил дежурного спать, но тот отказался.
    - Дома высплюсь! – ответил он с легкой улыбкой и продолжил молча смотреть на огонь.
    Командир вытащил из рюкзака плащ-палатку и надел ее. Ничего подобного на этом человеко-птице не было. Да, похоже, тому это было и без надобности. Относительно скорого попадания домой Владимир отнюдь не разделял такой уверенности, но атмосфера момента остановила его от развеивания этой иллюзии. Утро вечера мудренее, в конце концов!
     

    ***

     
    Общая побудка получилась неожиданной и энергичной.
    Анатолий, вставший в шесть, чтобы приготовить завтрак, плясал на берегу, размахивая руками. И отчаянно вопил. Туман полностью развеялся. Было уже практически светло. А по реке приближался катер, похожий на белый корабль с красными парусами. Экипаж собрался на борту и глазел на незадачливых туристов. Которых здесь ни под каким видом не должно было быть. В конце концов, просто-напросто территория режимного объекта! Вскоре к берегу отчалила шлюпка.
    - Это военные! Я их знаю. Сам там служил, – сказал Анатолий, мгновенно успокаиваясь.
    Славка свой человек. Он подберет и в город доставит. Главное, чтобы документы были в порядке! Через десять минут лагерь был свернут, и первая группа готовилась ступить на борт шлюпки. Анатолий шагнул на борт, привычно балансируя, когда вдруг что-то большое вспорхнуло у него за спиной. Мгновенно развернулся. Ничего подозрительного. Командир сосредоточенно оглядывал лагерь на предмет, не забыли ли чего. Все привычно, не на чем остановить внимание. Примятая трава на самом берегу. Остальные двое стояли в паре шагов от берега. С выражением терпеливого ожидания на лицах.
    Отошли чуть подальше, или вообще не подходили, чтобы не толпиться, – подумал Анатолий и сел на скамью.
     

    ***

     
    - Ну, и повезло же вам, ребята! – сказал Вячеслав Колосков, капитан катера, когда формальности с проверкой документов остались позади, – про невский экспресс слышали? Вот, у нас – то же самое произошло. Движение перекрыто. Сейчас бы вы засели на станции на неделю!
    Все задумчиво смотрели на берег. Анатолий внимательно оглядел своих. На борту оказалось шестеро. Его беспокойство передалось Нине. Она начала внимательно осматривать берег. Там до кромки леса было метров двадцать, и никаких следов человека на берегу видно не было.
    - Да, шестеро вас было, и все на борту. Не беспокойтесь, все в порядке! Вы с катера были все как на ладони! – успокоил ее Колосков.
    Анатолий оглядел лица товарищей. Они были абсолютно безмятежны. Как будто Ильи и в помине не было! И вспомнил, наконец, последний разговор с новичком, состоявшийся несколько минут назад. Как раз, когда он собирался с первой группой зайти на борт шлюпки.
    - А ты ничего на поверку оказался! – сказал Анатолий, готовясь ступить на борт шлюпки и протягивая новичку руку, – Вел себя необычно. Да, оно и понятно. Первый раз, поди, в поход сподобился? А вытащил из трясины – спасибо! Как это у тебя получилось, поделись секретом! Для этого ведь сила нечеловеческая требуется! Ну, бывай!
    - Не прощайся, еще увидимся, – глядя ему в глаза сверкающими карими глазами, ответил тот и крепко пожал руку, – просто, я не человек.
    - …?
    - Я птица…

  Время приёма: 19:31 11.04.2010

 
     
[an error occurred while processing the directive]