У меня особо рецептов нет.
Рассказ желательно(в подавляющем большинстве случаев) должен быть цельным. Композиционно. Бывает выложат на конкурс мощный кусок чего-то....и сиди думай что лепить - вроде сильно написан , но ведь кусок, и что теперь с этой лажей делать.
Рассказ должен цеплять(первый абзац -самое важное, его раз десять надо про/передумать и перевычитать.
Про описание мира/природу для ввода - в корне не соглашусь. За начальные фразы "вылезло солнышко и что-то там осветило" нещадно опускаю рассказ в число аутсайдеров и вылезти оттуда - тут уже смотря что дальше конечно, но первое впечатление решает. (сам про солнышко ил аналогичную хрень писал, кстати, имхо это для всех новичков камень преткновения и "пришвинвкровидлякрасоты" )
Мощный финал должен быть именно финалом, и именно мощным. Итогом. А не "надо как-то завершить эту хрень"
Вообще, я обычно пишу рассказы с финалов. Продумываю конец, а потом к нему уже долепливаю все остальное.
Жанр- абсолютно не важен, но подача зависит от скилла автора. Есть мэтры которые и розовые сопли с сахаром так подадут, что будешь просить добавки. А иной автор и любимый жанр так подаст - что мраки-мраки.
Идея? Да, хотя бы одна, пусть самая банальная даже - но должна фигурировать.
Фантдопущение - по желанию вообще. Оно мало что решает, имхо, его может не быть. Ходят байки мол фантидея в фант.рассказах - основополагающее нечто и вообще краеугольный камень. А мне лично пофиг, соглашусь и на предметы антуража или тупо паровое сердце на заклепках в реальном мире
Герой - должен быть. Точка. Можно два героя и сыграть на конфликте. Вообще - Один герой - конфликт со стихией и евоная иройская рефлексия(недостающее вписать)
Два героя - потенциально тонкий психологизм, необязательно, но можно прыгнуть в дамки.
Три героя - роман на 15 а.л.
Как-то так. Сумбурно и второпях.
Все в виде имхо, разумеется.