Источник:
http://www.paperdemon.com/writing/view/3024 Статейка показалась интересной и полезной.
Как писать экшнЕсли вы можете себе представить сцену, то можете и написать. Легче всего это сделать СЛОЯМИ.
Быстрый и "грязный" метод написания экшена
Начните со списка ДЕЙСТВИЙ и Реакций, именно в таком порядке.
ДЕЙСТВИЕ всегда предшествует Реакции.
(Важно! Каждый Герой получает собственный абзац. Никогда не запихивайте различные действия двух разных героев в один и тот же абзац, иначе читатель очень скоро запутается в том, кто из них что делал.)
Уилл сделал выпад, его шпага почти коснулась противника.
Джек отразил удар, оттолкнув клинок подальше от своего тела. И нанес короткий быстрый удар.
Уилл увернулся, чтобы избежать укола.
Джек прыгнул в сторону, оказавшись лицом к лицу с Уиллом, и уперся острием шпаги ему в грудь.
*
Добавьте ДИАЛОГ
- Ты – покойник, - Уилл сделал выпад, его шпага почти коснулась противника.
Джек отразил удар, оттолкнув клинок подальше от своего тела.
- Неужели? - он нанес короткий быстрый удар. – Я так не думаю.
Уилл едва увернулся, чтобы избежать укола.
- Проклятье!
Джек прыгнул в сторону, оказавшись лицом к лицу с Уиллом, и уперся острием шпаги ему в грудь.
- Тебе придется постараться получше!
Добавьте ЭМОЦИИ
- Ты – покойник, - Уилл ощерился и сделал выпад, его шпага почти коснулась противника.
Джек насмешливо хмыкнул и отразил удар, оттолкнув клинок подальше от своего тела.
- Неужели? - он нанес короткий быстрый удар. Он улыбнулся, – Я так не думаю.
Потрясенный Уилл едва увернулся, чтобы избежать укола:
- Проклятье!
Джек прыгнул в сторону, оказавшись лицом к лицу с Уиллом, и уперся острием шпаги ему в грудь. Он засмеялся:
- Тебе придется постараться получше!
Выберите точку зрения одного из Героев этой сцены и добавьте его ВНУТРЕННИЕ Наблюдения.
- Ты – покойник, - Уилл ощерился и сделал выпад, его шпага почти коснулась противника.
Джек насмешливо хмыкнул и отразил удар, оттолкнув клинок подальше от своего тела. А парень не промах. Жаль, что опыта маловато для такой отваги.
- Неужели? - он нанес короткий быстрый удар. Он улыбнулся, – Я так не думаю.
Потрясенный Уилл едва увернулся, чтобы избежать укола:
- Проклятье!
Джек прыгнул в сторону, оказавшись лицом к лицу с Уиллом, и уперся острием шпаги ему в грудь. Он засмеялся, зная, что это выведет парня из себя:
- Тебе придется постараться получше!
Он надеялся, что парень сообразит, что не с тем связался и бросится бежать. Ему не нравилось убивать тех, кто не заслуживал смерти.
Серьезно, если вы можете себе это представить, то вы можете и написать. Проблемы с фантазией? СМОТРИТЕ КИНО.
Главный фокус в написании экшена: Действие, а ПОТОМ Реакция!
Самая распространенная ошибка в литературе – это постановка Реакции перед Действием.
«Щека взорвалась вспышкой боли от пощечины, которую она мне залепила».
НЕПРАВИЛЬНО!
Почему это неправильно?
Если вы прокрутите эту сцену, как в фильме, то увидите ее совершенно в другом порядке.
Реальная последовательность событий:
1) Она залепила пощечину (Действие)
2) Щека взорвалась вспышкой боли (Реакция)
Последовательность ДЕЙСТВИЙ = хронологический порядок
Хронологический порядок – это единственный способ написания сцены экшена. Если вы видите, как ваши герои делают что-то в определенном порядке, то и пишите в ЭТОМ порядке.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ = что-то с вами происходит, вы реагируете.
Действие – Реакция, Действие – Реакция – в хронологическом порядке.
Палец нажимает на курок, и ПОТОМ стрелявший думает: «О, нет! Что я наделал?»
В действительности, физические действия обычно происходят ДО диалога. Большинство людей ДЕЙСТВУЮТ, а потом комментируют, потому что обычно, человек реагирует быстрее, чем думает. Мысли приходят после того, как выстрел произведен. Спросите любого бойца.
Мысли, которые появляются раньше действия, это самое действие ЗАМОРАЖИВАЮТ, не только в литературном смысле, а на самом деле. Большинство людей перестают делать то, что они делали, чтобы ответить на заданный вопрос.
В литературе все происходит точно также.
Литература = Сюжет происходит с героями, когда… они реагируют.
Действие – Реакция, Действие – Реакция – в хронологическом порядке.
1. Что-то происходит с героем (Действие)
2. Герой ощущает это физически – результат действия (Реакция)
3. ПОТОМ он думает и/или комментирует то, что произошло (Действие)
4. ПОТОМ он что-то ДЕЛАЕТ в ответ на то, что произошло (Реакция)
НЕПРАВИЛЬНО
«Щека взорвалась вспышкой боли (Реакция) от пощечины, которую она мне залепила (Действие)».
ПРАВИЛЬНО
Она залепила мне пощечину (действие).
Щека взорвалась вспышкой боли (реакция).
- Дура! (диалог/действие) – я сжал руку в кулак и ударил ее в живот (реакция).
Примечание: Почему я разделил эту последовательность на два абзаца? Потому что каждый герой получает собственный абзац. И кстати, диалог должен быть связан с действиями Героя. Таким образом, вам не нужно будет использовать «сказал он» или «сказала она».
Вернемся к теме.
Плохо, если вы нарушаете хронологический порядок. Визуальный ряд читателя останавливается, ему приходится прерывать чтение и перечитывать последовательность и восстанавливать цепочку событий, чтобы продолжить смотреть сцену дальше.
Плохо, если вы пишите так, что читателю трудно представить себе картинку. Каждый раз, когда читатель останавливается, чтобы переставить слова в соответствии со своим визуальным рядом, значит, что вы нарушили ход событий. Нарушение порядка создает момент, когда читатель может ПЕРЕСТАТЬ ЧИТАТЬ вашу историю и начать читать что-то другое. Возможно, к вам он больше никогда не вернется.
Очень многие писатели боятся разделять действия между героями, потому что действия и диалоги, описанные в хронологическом порядке, выглядят на странице не очень аккуратно, рублено.
Фиг с ней, аккуратностью!
Когда читатель начнет мысленно прокручивать фильм, он даже НЕ УВИДИТ слов, он будет занят просмотром сцены, даже не замечая, что он читает. Какая разница, как расположены слова на странице? Черт с ней, с эстетикой! Заставить читателя читать, продолжать прокручивать мысленный фильм – ваш главный приоритет!
Как ИСПРАВИТЬ хроническую проблему:
ПРЕДСТАВЛЯЙТЕ сцену по мере написания. Проигрывайте ее в голове, как кино, и записывайте все в ТОЧНОСТИ, как вы ее видите. Если в результате у вас получится куча коротких предложений, то добавьте к ним несколько тонких, остроумных внутренних комментариев и/или диалогов. Только не забывайте добавлять комментарий в конце абзаца с действием и связывать их. Не отделяйте диалог героя от действий. Это глупо! Диалог – это тоже действие.
А как насчет литературного стиля?
Если вы ДОЛЖНЫ стилизовать вашу историю, то оставьте это на описания и выкиньте из действия.
Если вы хотите, чтобы читатель ВИДЕЛ действия, которые вы стараетесь изобразить, то Хронологический порядок – это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ это сделать.