Ох, автор, зачем Вы меня позвали? У меня ведь аллергия на эльфов с орками! Кроме как Толкиену мало кому их простить могу.
Что имеем? Ни гномы, ни эльфы не толкиеновские. И не европейские сказочные гномы, и не эльфы из волшебных сказок. Выше говорят, на Перумова похоже, но это сомнительный комплимент: если вещь не задумывалась как подражание, то ни на кого похожа не должна быть.
Это я к тому, что интересней было бы, если б речь шла не о затасканных по фэнтези самого разного уровня расах, а о чём-то новом. Какие-нибудь дранорожки в этом рассказе смотрелись бы ничуть не хуже гномов, а спиносветы ни в чём не уступали бы эльфам.
Что выигрывает автор, используя известных читателю персонажей? Экономит на предыстории. Но предысторию этого мира я не знаю, такие гномы, орки и эльфы мне вроде не попадались прежде. Так что автор тут только проигрывает: мне и предыстории не хватает, и протест рассказ вызывает с первого упоминания эльфов с орками.
Второй мутный момент в этой истории -- Милена. В начале рассказа она смотрится сексуальной игрушкой для Гийома. Я так понимаю, этим подарком автор хотел показать, насколько Гийома ценят гномы? Но дальше Милена выполняет совершенно неженские функции: прибрать в доме, сбегать за продуктами, помочь в кузне -- это задачи для мальчишки, а не для девушки. И, поскольку основная задача Милены в тексте -- выслушивание откровений Гийома, то мальчишка слушал бы ничуть не хуже девушки. А у меня бы не появился дурной вопрос: почему Гийом вообще на Милену как на женщину не реагирует? даже в мыслях? Ему красотку подарили, а он её в фартук обрядил и в кузню пристроил!
Собственно, отсюда третья претензия к рассказу: автор позволил мне задуматься о назначении Милены в тексте. То есть не увлёк меня её образом или каким-либо действием, а позволил мне скучать и глазеть по сторонам.
Глядя по сторонам, нахожу одноногую собачку: "пятнадцать лет из двадцати четырёх!" -- горестно восклицает Гийом, и мне бы следовало тут его пожалеть. "Если б не старик-сосед..." -- продолжает Гийом давить на жалость. Почему-то мне не страшно и не жалко. Я думаю о том, что в рассказе не стало бы ничего хуже, если б Гийом попал в рабство более взрослым, возможно -- уже что-то смыслящим в кузнечном деле. Да и боролся бы он тогда не за абстрактное человечество, а за конкретных людей, деревню, город, семью, с которыми его разлучили.
Про жуткую невычитанность текста выше уже говорили, не буду повторять.
Про пафос говорили тоже. Пафос -- штука, которой трудно отмерить нужное количество. Быть может, стоит немного недосыпать?
Идея мне понравилась. Понравился стиль. Картинка рисуется, диалоги вполне живые.
Общее впечатление: автор схалтурил. Может лучше, а пошёл по простому пути.
Кхм. Эльф и гном, которые дружат, но должны впоследствии подраться, вызывают неприязнь к автору.
Ну да это личное, не знаю, сколько читателей в этот момент вспомнят Леголаса и Гимли.