014 "Раритет"Рассказ относится к приключенческому жанру, поэтому имеет смысл рассмотреть его построение с точки зрения мотивов действий и реакций персонажей. По предложенной схеме можно не только анализировать готовые тексты, но в первую очередь – писать новые. Рекомендую попробовать.
Глава 1. Завязка
ПРИЧИНА (что заставляет героя совершать действия) –
уход СофиЦель: что герой хочет получить в начале сцены –
остаться с СофиКонфликт: препятствия на пути к цели –
спецслужбы преследуют СофиКатастрофа: невозможность достичь цели –
Софи уезжаетЗацепка –
препятствие, угроза, тайна, неожиданность
С первой короткой сценой все в порядке. Идем дальше.
Глава 2
СЛЕДСТВИЕ (герой должен прийти в себя и найти решение) –
Дэн находит предполагаемое местонахождение СофиРеакция: эмоциональный отклик на катастрофу; поиск точки опоры и вариантов решения –
эмоциональную реакцию заменяет нейтральное описание планеты и собеседникаДилемма: ситуация с равно неприемлемым выбором –
перед выбором оказывается не герой, а его партнер в этой сценеРешение: выбор меньшего из зол –
тоже выбор делает партнерЗацепка – препятствие, угроза, тайна, неожиданность -
зацепки нет.
Отсутствуют подробности – как герой вышел на Софи. Нет переживаний по поводу того, найдет он ее или нет. Только предложение аборигену, от которого тот не может отказаться. И возникает подспудный вопрос – а зачем такому холодному расчетливому человеку Софи? Ведь он ее ищет, судя по всему, бескорыстно. Просто хочет быть рядом. А стыкуется ли это с его характером на основе двух прочитанных сцен? Пока что нет.
И чисто практический вопрос – не лучше ли ему оставить Софи на время в покое. Ведь за ним тоже, наверняка, следят. И кто первым найдет Софи, неизвестно.
Зацепка в конце эпизода отсутствует. Нет крючка, на который можно посадить читателя, чтобы удерживать его внимание к следующему эпизоду.
Но в целом герой достиг промежуточной цели. Можно переходить к очередной «сцене-причине».
Глава 3
ПРИЧИНА (что заставляет героя совершать действия) –
необходимость получить Золотую книгуЦель: что герой хочет получить в начале сцены –
выкрасть Золотую книгуКонфликт: препятствия на пути к цели –
отсутствуютКатастрофа: невозможность достичь цели –
отсутствуетЗацепка – препятствие, угроза, тайна, неожиданность -
отсутствуетЦитата:
Кинувши в ногах валізу з апаратурою, інспектор упевнено влаштувався на задньому сидінні, впритул не помічаючи свого двійника, що мирно сопів у сусідньому кріслі з сенсоресивером на голові
А чому «впритул не помічаючи»? Через сенсоресивер? Це ж треба здогадатися!
Цитата:
Ден моментально розкрив її на першій ліпшій сторінці, щоб пересвідчитися, що бот не приніс назад його ж власний шедевр
Звідки Ден знає, як насправді має виглядати Золота книга і що вона містіть усередині?
В этой сцене герой без труда добывает искомую Золотую книгу. То есть хлопоты обозначены – он потрудился заранее сделать похожую книгу, раздобыть бота, перекачать в него сознание настоящего чиновника, суметь заполучить того в свое такси… То есть работы много, но вся она осталась за пределами эпизода.
Неуязвимый всемогущий персонаж, за судьбу которого не приходится переживать, остается только следить за его подвигами.
И зацепка, удерживающая внимание, снова отсутствует.
То есть в этом месте текста нарушена мотивационная структура. Звучит заумно, но на самом деле просто отключается внимание читателя от персонажа. Тот легко выполняет поставленные задачи, без препятствий, без эмоций, с легким юмором. Само по себе это неплохо. Но недостаточно, чтобы с интересом следить за таким героем.
Читаем дальше. Хотя со «сценой-причиной» в этот раз не сложилась, следующий эпизод все равно должен быть «следствием». Но он не следствие, а снова «причина»! Поэтому предыдущий эпизод не удерживает внимание.
Глава 4
ПРИЧИНА (что заставляет героя совершать действия) –
Дэн должен обменять Золотую книгу на информацию о СофиЦель: что герой хочет получить в начале сцены –
информациюКонфликт: препятствия на пути к цели –
героя использовалиКатастрофа: невозможность достичь цели –
Дєн соглашается на условия переигравшего его Грэга, а новая внешность Софи ему не нравитсяЗацепка – препятствие, угроза, тайна, неожиданность -
отсутствует Цитата:
– Ти хоч знаєш що це таке?.. Це збірка наших кращих… класиків… стародавньої поезії… Дражнилки… котрі вигукували поети… ворогуючих армій перед битвою!.. Ох, Бєсе, ну й насмішив! Ну й потішив!
І Бєс повірив на слово?
На самом деле это должно было быть финалом эпизода.
Глава 5
И опять это не следствие, а новая причина!
Потому что – арест героя; предложение, от которого он не может отказаться; и теперь он вместе со своими прежними врагами ищет Софи. Удивительно «гибкий» персонаж, мягко говоря!
Цитата:
– Бєсе! – вибухнула одразу ж Софі. – Я зустрілася з тобою тільки тому, що ти все одно не відстанеш. Ти як настирлива комаха! Та ще й шкідлива! Як фріканська муха те-те! Ти розумієш, що я в бігах? А ти, егоїстичний віслюче, – найкращий орієнтир для моїх загоничів!
Ото я й кажу!
В общем, проверку текст не прошел )))
Финал – ну очень закольцованный! Получается, что если бы Дэн не искал Софи, он не нашел бы книгу. Если бы Софи не подумала, что Дэн будет ее искать, она бы не украла книгу. Если бы она не украла книгу, Дэн ее (Софи) не нашел бы. А в целом – можно ей было просто оставаться на месте. Ибо власти ее и так, и так поймали. Заколдованный круг.
Но основная проблема текста, на мой взгляд, заключается в другом. Приключенческая сторона перевешивает над психологией и эмоциями.
Удачи в творчестве! И удачи со вторым рассказом, если он есть.