Да, непросто отделить понятия "русская культура" от понятий Россия, Российская Империя, "российское государство". Всё это удобно тасуется, как колода карт, и по-шуллерски вбрасывается в "игру" джокерами-постулатами, такими как "русский мир", "единый великорусский народ", "российские территориальные и культурные интересы" и другими.
Истоки такого специфического симбиоза, думаю, следует искать во временах завоеваний и реформ Петра 1, становления современных понятий - Российская Империя (провозглашена 2.11.1721 года), российская наука и культура (Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, 8.02.1724 года).
Политико-культурный "симбиоз" восточнославянских народов, в частности, Гетьманщины-Украины и России, попробуем осмыслить, вглядевшись пристальней в такую масштабную и неоднозначную историческую личность, как Феофан (Елеазар) Прокопович.
Масштаб личности, широта взглядов, пробивной характер, целеустремлённость этого деятеля поражают и, похоже, не получили должную оценку до сего дня. По перипетиям его биографии можно не один исторический роман написать.
Так и хочется замыслиться о том, что такие личности не появляются просто так, случайно.
Жизнь и деятельность Прокоповича чётко, как по указке Провидения, делится на два периода - Киевский (1704-1716гг) и Петербургский (1716-1736гг). В Киевский период - выдающийся для своего времени (по многим аспектам и до сего времени) философ, учёный, просветитель, писатель, культурный деятель. В Петербургский период - реформатор, политик, ближайший советник царя, потом императора Петра 1, высокопоставленный церковник.
Каждому неравнодушному советую самостоятельно ознакомиться хотя бы с украинской википедической версией биографии и наследия Феофана Прокоповича, а я ограничусь некоторыми веховыми цитатами.
Цитата:
Сильна й обдарована натура Прокоповича приваблювала Петра, який розпізнав у цьому малоросіянинові далекоглядного й гнучкого політика, вольового й стійкого борця, людину, котра могла виступити виразником його починань і реформ.
З цього часу колишній ректор Києво-Могилянської академії стає найближчим радником Петра І з питань освіти і церкви, науки, культури, права та ін. [/quote
Цитата:
]Прокопович одразу зайняв позицію,яку зумів утримати до кінця життя. Схвалював і підтримував реорганізацію державного й церковного управління, розвиток науки, літератури, архітектури, мистецтва тощо. З ентузіазмом вітав створення регулярної армії і флоту, у проповідях та виступах доводить їх значення для Росії. Крім церковно-богословських трактатів пише публіцистичні статті, підручники, редагує переклади, готує передмову до морського статуту, дає грунтовні історичні довідки і т. д.
[/quote
Цитата:
]Наприкінці 1721 р. разом з царем і усім Синодом Ф. Прокопович від'їжджає до Москви. Свою місію він вбачав у підтримці й допомозі Петру І у перебудові церкви та державного управління. Жодної сторони петрових реформ, жодної більш-менш важливої події його царювання не залишив Прокопович без роз'яснення з церковної кафедри й доведення значення та користі будь-якого державного заходу[/quote
Цитата:
]Саме в цей час яскраво виявляється непересічність і складність особи Прокоповича. В ньому відбиваються усі суперечності зламу епохи. Підтримуючи нове, прогресивне, він жорстоко придушував старе.
Автор "Букваря", по которому почти столетие учились украинцы, белорусы, россияне и другие восточнославянские и даже неславянские народы, Ф. Прокопович сгенерировал идею Российской Империи, помог сформулировать в свои трудах и выступлениях эту идею для Петра 1, способствовал воплощению её в жизнь. По некоторым источникам международный бренд "Russіа" - его изобретение.
Цитата:
Следует также заметить, что в решении вопроса наименования своего государства Петр І проявил большую хитрость. Вероятно осознавая, что простое использование чужого названия недостойно его монаршего величества, и по приобретенной привычке называть все иностранными именами, московский царь, своим указом в 1721, повелел именовать свою завоеванную империю нерусским словом “Russia”, которое в Московии только позже стало произноситься как "Россия".
Само собой разумеется, что один из основателей Петербургской Академии Наук, Феофан Прокопович, не единственный, кто вступил в "симбиоз" с московитской государственностью и стоял у истоков нашей общей культурной среды. Сотни, пожалуй, тысячи заметных и не очень выдающихся умов, выходцев из Украины и других народов Империи, по крупицам "ваяли" благообразную сторону "бренда" Россия, готового в настоящее время стараниями нынешних "кормчих" отправиться на свалку истории.
Почему всё так, а не иначе?
А это, господа-панове, уже другая тема для осмысления. Кто как решительно и как далеко готов пойтить в том осмыслении...