Фантастическое допущение.Вступление. (Что послужило основой фантастического допущения)Привожу отрывки из книги «Повседневная жизнь охотников на мамонтов». Автор книги Михаил Васильевич Аникович — археолог, доктор исторических наук, автор многочисленных статей и монографий по истории ранней поры верхнего палеолита.
Всё это читать не обязательно. Самые важные мысли, которые так или иначе нашли отражение в рассказе «Ящик Пандоры», я выделил разными цветами. Отчего художественно-историческое воспроизведение палеолита сплошь и рядом оказывается более сложной задачей, чем реконструкция быта и представлений более поздних эпох?
До определенного момента эта сложность в должной мере не осознавалась. Жизнь палеолитического человека изображалась во всем подобной жизни «отсталых» народов, только чуть-чуть примитивнее, чуть-чуть духовно беднее. Ведь развитие техники очень долго представлялось и историкам, и писателям главным критерием оценки. «Менее развитый технически» автоматически означало: «более примитивный». Конечно, с такой точки зрения древнейший период жизни человечества является «наименее развитым» из всех. Но вот во многом другом!..
Открытие и изучение замечательной пещерной живописи и палеолитического искусства «малых форм», систематическое исследование поселений той эпохи, познание самой специфики функционирования культуры в палеолите — все это привело к тому, что ученые стали догадываться (да, пока еще только догадываться?), каким своеобразным и неповторимым являлся этот далекий период нашей истории.
Сейчас ни один серьезный специалист-культуролог не станет однозначно говорить об эпохе неолита как о более «прогрессивной» по сравнению с палеолитом. На деле все выглядит совсем не так просто. Да, техника обработки камня в ту пору действительно шагнула вперед.
Но одновременно, по-видимому, произошли очень серьезные трансформации менталитета древнего человека.Не случайно именно на этом этапе истории начались истребительные войны, которых человечество прежде не знало.
Возможно, тогда же оказалась подавленной и человеческая личность. Ее полное «растворение» в коллективе, в социуме долгое время считалось характерной особенностью всех без исключения архаических обществ — как древних, так и современных. Но вот было ли так изначально? Долгое время считалось: да. В настоящий момент уже появились сомнения. Слишком своеобразными, слишком индивидуальными кажутся дошедшие до нас художественные произведения эпохи верхнего палеолита (пещерные фрески, скульптура малых форм, гравировки и т.п.), чтобы полностью отрицать возможность развития в тот период полноценной творческой личности.
Лук и стрелы
Это самое грозное оружие из всех, созданных первобытным человеком. Еще недавно ученые полагали, что оно появилось сравнительно поздно: около 10 тысяч лет назад. Но теперь многие археологи уверены в том, что в действительности лук начал применяться значительно раньше. Миниатюрные кремневые наконечники стрел ныне обнаружены на поселениях, где люди жили и 15, и 22, и даже 30 тысяч лет тому назад!
Правда, в течение всего верхнего палеолита эти находки так и не стали массовыми. Вот немного позднее, в неолите, они встречаются повсеместно и в очень большом количестве.
Возникает вполне естественный вопрос: почему так случилось? Почему лук не стал распространяться немедленно и повсеместно, вытесняя ту же копьеметалку? Что ж, этому есть свое объяснение. Всякое изобретение, даже самое совершенное, внедряется в жизнь и начинает совершенствоваться лишь тогда, когда оно действительно необходимо своей эпохе, своей культуре. В конце концов, принцип парового двигателя был впервые открыт и применен не Уаттом и даже не Ползуновым, а Героном Александрийским. Случилось это в I веке до нашей эры, задолго до появления на карте мира и Англии, и России. Но тогда, в рабовладельческом обществе, такое изобретение могло использоваться лишь как забавная игрушка.
При загонной охоте, вполне обеспечивавшей человека необходимой добычей, лук, конечно, не был совсем бесполезен, однако решающей роли не играл. Вообще, значение лука как охотничьего оружия изрядно преувеличено в нашей литературе. Те же этнографические наблюдения показывают, что весьма развитые охотничье-собирательские племена успешно добывали себе нужное количество дичи, главным образом, «безлучными» способами. К примеру, народы таежной зоны Сибири и Крайнего Северо-Востока, как правило, знали лук, но искусством стрельбы не отличались. На северных оленей там охотились с помощью копий, а на морского зверя — с поворотными гарпунами и сетями.
По-видимому, уже в мезолите-неолите лук был не столько охотничьим, сколько военным оружием. И именно в этом качестве он оказался действительно незаменим. Дальнейшее совершенствование лука и развитие приемов стрельбы связаны прежде всего
с участившимися столкновениями между человеческими коллективами.
Между тем хотя и не все детали концепции Леви-Брюля утвердились в науке, его основная идея оказалась очень плодотворной. Ее дальнейшее развитие привело к сложению концепции «первобытного синкретизма», которая с конца семидесятых годов стало все шире распространяться и в отечественной науке — во всяком случае, среди исследователей, для которых наука значила более, чем атеистическая пропаганда. Синкретизм — это слитность, нерасчлененность в сознании и поведении нескольких различных начал — рационального, иррационального и эстетического (к тому же окрашенная глубоким эмоциональным переживанием!). Сейчас, говоря о собственной жизни, мы выделяем те или иные факторы — социальный, религиозный, эстетический, утилитарный, моральный и проч. Однако в первобытности все это выступало как единое целое.
Именно так — не механическая смесь всех этих форм в их зачаточном состоянии, а их единство, иное качество!
Трудно понять? Очень! Более того: мы просто не в состоянии прочувствовать в полной мере, что же это такое — первобытное мышление! Напомню: именно в эпоху верхнего палеолита, когда в Восточной Европе складываются культуры охотников на мамонтов, человек становится создателем искусства, совершенно уникального по своему эмоциональному заряду, выразительности и силе воздействия на зрителя. Это — монументальная пещерная живопись, обнаруженная во Франко-Кантабрийском регионе и, в меньшей степени, на Урале (см. гл. «Первобытное мышление»).
Пожалуй, мы не ошибемся, если скажем: человечеству не удавалось создать ничего равноценного (в этом жанре) вплоть до конца XIX века — до появления импрессионизма в изобразительном искусстве.Мировая наука XIX века развивалась при абсолютном господстве эволюционизма — учения, согласно которому все в мире без исключения — от неживой природы до социальной организации — непрерывно развивается от простого ко все более сложному. Поэтому нечего удивляться тому, что она оказалась совершенно не готова понять и сполна оценить глубокое своеобразие и высокие достижения искусства эпохи палеолита. Согласитесь, многим из нас и сейчас куда естественнее кажется такое представление: низкий уровень техники того или иного человеческого сообщества автоматически означает примитивность его духовной жизни по сравнению с нами, цивилизованными.
В XIX веке подобная точка зрения являлась господствующей.
Поэтому неожиданное открытие «высокого» искусства в палеолите вылилось тогда в события, поистине драматические. Когда люди в Европе начали воевать?
Настоящие войны в Европе начались уже на финальном этапе палеолита, в период, переходный к новому каменному веку (эпоха мезолита-неолита). Именно тогда человек впервые начал заниматься земледелием и скотоводством, начал прочно «обживать» свою территорию, одновременно создавая на ней материальные блага, становившиеся для иноплеменников слишком большим соблазном. Не случайно именно в этот период на стоянках самых различных культур резко увеличивается количество находок наконечников стрел.
Исследование Костенковско-Борщевского района на Среднем Дону, насыщенного памятниками эпохи верхнего палеолита, показало, что там, по-видимому, в одно и то же время сосуществовали различные в культурном отношении коллективы.
Однако никаких следов их давления друг на друга, взаимного поглощения или военных конфликтов тут не выявлено. Последнее весьма существенно, ибо существование отдельных культур в эпоху палеолита продолжалось очень длительное время — немыслимо долгое, с современной точки зрения — от 10 тысяч лет и более! Самого этого факта достаточно, чтобы понять:
менталитет человека той эпохи очень сильно отличался от нашего. И доминировало в нем одно — стремление к равновесию в мире и нежелание, отторжение каких бы то ни было перемен. Основная идея фантастического допущения. Итак, начиная с 23-40 тысяч лет от настоящего времени и заканчивая 14-11 тысячами лет назад, в Европе жили люди, внешне похожие на нас. Но их менталитет, их мышление, их восприятие мира, настолько отличались от наших, что современному человеку просто трудно понять своих далёких предков.
Мы, другие! И этим всё сказано. О богатстве духовного мира древних людей можно судить по монументальной пещерной живописи. Эти наскальные фрески без всяких скидок и преувеличений можно назвать Высоким искусством.
Люди верхнего палеолита не только могли чувствовать и создать прекрасное, они жили по принципу «не убий». В верхнем палеолите не было войн.
Ещё один важный момент: люди верхнего палеолита отличались каким-то консерватизмом. Однажды придуманные орудия не менялись тысячелетиями.
Всё это я знал давно. А когда увидел тему: «Космос и пастораль», то подумал: а почему пастораль должна быть непременно пастушеской идиллией, придуманной античными авторами?
Должен признаться, что античных греков я недолюбливаю, как и европейцев так называемой эпохи Возрождения. Но это тема отдельного разговора.
Посмотрел я Википедию и увидел, что Боккаччо (1340) в «Амето» расширил тему и добавил к пастухам ещё и охотников.
«Ну, раз так, то и мне можно» - решил я.
Мир без войн, в котором люди ценят прекрасное – чем не пастораль?
Оставался космос – но это было уже проще.
Первобытная «пастораль» как-то очень резко закончилась. Люди, жившие в эпоху тех перемен, возможно, ничего такого особенного и не замечали. Но если брать историю человечества в целом, то изменения были стремительными.
И конец «пасторали» был кровавым. Если взять историю Древних Обществ, то там коллективы людей уже находились в состоянии непрекращающейся войны: «всех против всех».
Внезапные перемены в менталитете людей не нашли однозначного объяснения в науке. Пока не нашли. Это вообще вопрос сложный. Например, по причинам «Неолитической революции» - сколько существует исторических школ, столько существует и мнений.
А там где наука пока ещё не может всего объяснить, открывается широкое поле для околонаучных спекуляций. Или для фантастов.
Попытки объяснить перемены в мировосприятии древних людей космическими причинами уже были. Но, на мой взгляд, вышли они кривобокими.
Если меня даже за качественный фантдоп критикуют, то представляю что бы произошло, возьми я чужую идею.
Авторы этой идеи М. Виссинг и Отто Х. Мук. Они предположили, что 11,5 лет назад планетоид из роя Адониса столкнулся с Землёй. Его масса превышала 2 биллиона тон. Эта космическая бомба пробила земную кору в районе Бермудского треугольника. Раскалённая магма ударила фонтаном вверх, смешалась с водами Атлантики, и произошло что-то типа парового взрыва, который превратил магму в мельчайшую пыль.
Пыль эта рассеялась в верхних слоях атмосферы и на планете наступила тьма на две тысячи лет.
М. Виссинг связал эту катастрофу с концом «пасторали». По его мнению: «человек, переживший хаос и словно вышедший из мрака, должен был обладать развитым абстрактным мышлением – именно оно помогло ему пережить это состояние планеты».
В общем, прикольный фантдоп, который его авторы в своё время преподносили, как некое открытие. По их мнению люди две тысячи лет сидели в темноте и развивали абстрактное мышление. А по моему разумению, люди вымерли бы раньше от «ядерной зимы», чем обрели способность думать по-новому.
Да, по поводу абстрактного мышления: геометрические каракули, которые сменили настоящую живопись, учёные марксистской школы считали признаком появления абстрактного мышления.
Суть моего фантдопа заключается вот в чём: на Земле было общество без войн – пастораль. Потом произошла космическая катастрофа. Что там взорвалось, я разбираться не стал. Какое это имеет значения для раскрытия темы космос и пастораль? По мне это ненужное уточнение. Читатели судя по отзывам и без того не понимают, о чём рассказ, не хватало их ещё больше запутать подробностями космической катастрофы.
Это могло быть что угодно: взрыв сверхновой, пульсар, квазар или ещё что-нибудь – для рассказа это не важно.
Главное, что взрыв сопровождался электромагнитным излучением. А действие сверхвысокочастотного электромагнитного излучения на организм похоже на проникающую радиацию. Радиация вызывает генные мутации. Думаю, что того же эффекта можно добиться используя СВЧ излучение.
Как я уже говорил летом, фантдоп не является вторичным. Ничего подобного я прежде не читал. Поэтому данный фантдоп считаю своим личным изобретением, чем по праву горжусь. Жаль, что кроме господина Угрюмого его больше никто не оценил.
Самое фантастическое в этом фантдопе - «ген гениальности» всё остальное либо основано на реальных фактах, либо не противоречит научным знаниям.
Фантастические допущения непосредственно в рассказе.
Молодые аспиранты Джон Веллер и Ричард Сноули проявляют интерес к работам японского учёного Масару Эмото.
Цитата:
Википедия.
Масару Эмото (яп. 江本勝 Эмото Масару?, 22 июля 1943, Иокогама) — японский псевдоучёный, известный экспериментами, направленными на доказательство того, что вода якобы обладает способностью «воспринимать информацию» от окружающей среды. Основной метод «доказательства» состоит в «воздействии» на воду произносимыми и написанными словами и изучении структуры кристаллизации такой воды, которая, по его заявлениям, изменяется в зависимости от смысла этих слов.
Начиная с 1999 года Эмото издаёт книгу «Послание воды», содержащую фотографии кристаллов с пояснением, какая информация была «послана» воде.
Цитата:
В своих экспериментах Эмото пытается доказать, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию — музыку, молитвы, разговоры, события.
Чтобы увидеть, как выглядит записанная водой информация, Эмото Масару фотографирует замороженную воду. Для получения фотографий в чашки Петри помещают по капле воды и резко охлаждают в морозильнике. После 2-х часов чашки переносятся в специальный прибор, состоящий из холодильной камеры, микроскопа и фотоаппарата. Кристаллы воды рассматриваются при температуре −5 °C с 200—500-кратным увеличением. Делаются снимки наиболее характерных кристаллов. Эмото утверждает, что форма образующихся при этом кристаллов льда варьируется в зависимости от эмоционального окраса воспринятой информации. Позитивные мысли и чувства, гармоничные мелодии порождают симметричные «красивые» рисунки, негативные — хаотичные и бесформенные, с рваными краями, «уродливые».
Цитата:
Также, согласно Эмото, молекулы воды объединяются в кластеры, которые выступают своеобразными ячейками памяти, называемые информационными панелями. В одной молекуле исследователь насчитывает до 440 «панелей», которые образуют своего рода аналог компьютерной памяти. В данные ячейки вода записывает информацию и может хранить её долгое время (если воду не подвергать различным воздействиям). Увидеть качество записанной информации можно, сфотографировав кристаллы льда. При этом форма кристаллов зависит от эмоционального окраса воспринятой информации. Чем позитивнее мысли или гармоничнее мелодии, тем выше уровень симметрии и порядка в кристаллах.
Аспиранты воздействуют на воду СВЧ излучениями, замораживают, рассматривают под микроскопом и вскоре убеждаются, что вода способна воспринимать и хранить информацию.
Но как можно применить это на практике они не знают. Из кусочка льда чип не сделаешь, и возникнет куча проблем с записью и считыванием информации.
В момент кризиса исследований Ричард Сноули вспоминает, что в палеолите произошло нечто странное: за короткий период изменился менталитет всего человечества и ускорился научно-технический прогресс.
Он связывает это с космической катастрофой и выдвигает предположение, что Земля в древности подверглась какому-то электромагнитному излучению. А поскольку он знает, что СВЧ излучение меняет структуру воды и рождает кристаллики льда не встречающейся в природе формы, то предлагает Веллеру съездить в Гренландию. Чтобы изучить ледяные керны, полученные при бурении ледника.
В слое датируемым четырнадцатым тысячелетием он текущего времени, аспиранты обнаруживают кристаллы льда, которые подтверждают предположения Сноули о космической катастрофе.
Дальше у Сноули рождается план: создать электромагнитный излучатель, влияющий на геном. Он мечтает с помощью СВЧ искусственно создавать гениев.
Но есть проблема. Игры с геномом человека вещь крайне опасная и непредсказуемая. Что может из всего этого получиться заранее никто не может сказать.
Чтобы во всём разобраться, надо испытать установку, но как? Найти добровольцев? А если родится урод или и вовсе монстр как в физическом, так и моральном плане?
Что тогда сделают родители ребёнка с экспериментатором?
Надо испытать в тайне. И времени почти не осталось. Аспирантов вот-вот поросят освободить лабораторию. Чтобы быть уверенными в результате, экспериментаторам надо облучить женщину на самой ранней стадии беременности. Когда формируется генетический набор плода.
А где взять беременную женщину?
Сноули во время поездки покупает в другом штате пластиковые упаковки и фольгу. Находит витамины по форме и цвету похожие на противозачаточные таблетки.
В кустарных условиях он вручную производит упаковку.
Затем договаривается с владельцем ближайшей к студенческим общежитиям аптеки. Сноули обещает ему очень крупную сумму денег, и они совершают подмену препаратов.
Но денег у аспиранта нет. Сначала он тянет с оплатой, а потом просто убивает своего подельника.
Но тут возникает новая проблема, его напарник выступает против подобных экспериментов. Он требует разобрать установку и обо всём забыть. Ричард Сноули на словах с ним соглашается, а сам звонит в Пентагон и обо всём рассказывает.
Военные США, у которых головы забиты идеями о производстве суперсолдат берут Сноули под свою опеку. Они вручают Ричарду наркотик, который тот подсыпает в обед коллеги. В результате Джон Веллер оказывается в военной психушке, где его сначала запугивают, а потом отпускают.
Ричард Сноули проводит эксперимент над студентками Техасского университета. Дальше надо долго ждать результата.
Чрез двадцать восемь лет результат налицо. Родились пятнадцать учёных и два убийцы маньяка. Власти считаю эксперимент удачным. Искусственно созданные гении совершили поистине великие открытия.
Но мало. Надо бы больше гениев и больше открытий. Нужен Великий Скачок, в результате которого США достигнут такого могущества, что весь остальной мир будет пресмыкаться у их ног.
Американцы вообще помешаны на мессианстве своей нации. Вон недавно Абама высказался в том смысле, что американцы избранная нация, и они должны учить весь остальной мир, как надо жить.
Эксперимент решено повторить в широком масштабе. А то, что кроме учёных родятся и гениальные маньяки – ну, бывает. Лес рубят – щепки летят. Полиция и ФБР у нас на что? Пусть ловят! А если маньяки до того как их переловят, зарежут энное количество мирных граждан – кого это волнует. Побед без жертв не бывает.
Любимое изречение американцев: «Древо свободы время от времени надо орошать кровью».
Вот такой фантдоп.