В десятку лучших чаще всего входят рассказы, у которых:
1. В первой четверти текста наблюдается:
- тщательное описание деталей реала, которые гипнотизируют и помогают поверить, что предлагаемая история могла произойти на самом деле. Автор описывает (вкус, запах, цвет, тактильные ощущения) максимально близкие и понятные читателю события и явления (от стирки носков до жарки картошки). Эти детали могут встречаться и дальше по тексту, но именно в зачине:
- устанавливается ритм, стиль и семантика (должны выдерживаться до финала);
- формируется сюжетообразующая задача.
Если читатель отвлечётся (телефонный звонок или попросили помочь на кухне) и через десять минут его попросят рассказать, о чём история, читатель, не задумываясь, должен поведать о мире и проблемах вашего героя.
2. Отсутствует главный злодей. Герой борется с обстоятельствами (олицетворять которые могут и люди, но как инструменты обстоятельств, а не потому что так захотелось автору).
Если без злодея не обойтись, у него должны быть понятные мотивы (злодей руководствуется понятными целями, а не тупым желанием причинить беспокойство).
3. Фантастичный для читателя мир героя, самому герою кажется обыденным (будничным, реалистичным, "само собой"). При этом фрагменты фантастичного мира подаются строго отмеренными дозами (чтобы читатель не подавился) - от детали к детали.
Главное: на середине текста или ближе к финалу (не позднее 3/4 объёма) обычная ситуация для героя (фантастичная для читателя) становится фантастичной для героя (фантастика в фантастичном мире, фантастика в квадрате). И эта фантастика для героя вносит существенные изменения в стартовую сюжетообразующую задачу.
В кульминации читатель удивляется не остроумию героя (решил начальную задачу не так, как предполагал читатель), а существенному изменению задачи и адекватной реакции героя.
Буду рад если эти наблюдения покажутся кому-то полезными.