Автор хотел рецензий – попробую написать. 1. Идея, тема. Тема, скорее всего, эволюция. Это - изменения, которые происходят с героем. А вот с идеей хуже. Какая идея у этого рассказа? То есть, какой основной посыл автора к аудитории? Не могу придумать. Типа: не заставляйте детей, а то изломаете им психику? Даже и это – приклеивается с трудом. 2. Герои. По сути, один. Куклы, жены – безликий и безвольный интерьер. Первая жена хочет жить у Каспийского мора, что вызывает массу вопросов, - но это, по сути, и всё. Что же герой? Похоже, и про него мы мало, что знаем. Кроме детства и видений, конечно. Можем ли мы представить его как живого человека? Кажется, нет. Получается, герой – это условный персонаж, выполняющий в рассказе только свою функцию (имхо нечто вроде взбунтовавшегося страдальца). Сопереживает ли читатель такому герою? – Нет, и в этом причина отрицательных отзывов. Читатель не нашел, с кем себя идентифицировать. Более того, возможно, что женщины всё-таки идентифицировали себя с первой женой – что вызвало ещё более отрицательную реакцию. 3. Сюжет, конфликт. Рассказ о талантливом композиторе с изломанной психикой. С детства у него возникла зависимость процесса творчества от присутствия куклы, это привело к тому, что став взрослым, он чувствует себя комфортно только в присутствии той самой куклы, - из-за чего выбирает жену, внешне похожую (и даже с таким же именем). Но постепенно он взрослеет, меняется и понимает, что хочет освободиться от власти куклы, которую теперь олицетворяет жена. Ему начинают мерещиться видения, в которых он-ребенок разбивает куклу. Писать музыку у него больше не получается. Постепенно он понимает, что ему надо поменять куклу – и заказывает в мастерской новую, другую (при этом он даже не знает какую). Перед тем, как ему доставляют новую куклу, он понимает, что жить с двумя не сможет и не хочет, и выталкивает жену из окна, реализовав сон-видение (здесь мнения разделились: кое-кто считает, что он в детстве и куклу разбил; я считаю, что детская кукла потерялась, поэтому он и выбрал себе девушку (потом жену), похожую на неё. Видение про подвал – это как раз перенос образа надоевшей и раздражающей жены на куклу, уничтожение куклы = желание уничтожить жену). Вскоре у него появляется и новая жена, похожая на новую куклу, вплоть до того, что у куклы есть дефект – выпуклый животик, и вторая жена в конце рассказа ждет ребенка (если, конечно, он не совершенно сошел с ума и не думает о кукле, как о жене). А в чем же конфликт? Композитора с женой? Бабушкой? Куклой? Ещё одна проблема: нет явного конфликта! Как нет и борьбы в этом конфликте. Опять беда: как и кому читатель может сочувствовать, сопереживать, если он даже не понял до конца, о чём сыр-бор. Вот он и говорит: ничего не понял. Это не потому, что он не понял! А потому, что текст у Вас хорошо, сильно написан, и эмоционально Вы его подготовили, подогрели, а потом бац! и сочувствовать оказалось некому. К тому же, ещё не сразу разберешь, что там с куклами, а что – с женщинами… Вот читатель и чувствует себя неудовлетворенным. 4. Язык и текст. Про начало Вам уже говорили. А так – написано красиво. Но часто непонятно, почему именно такая красивость, а не другая. Скажите, много ли Вы правили текст? Проверяли – не слова, так хоть фразы, - на смысл, подтекст, звучание? Посмотрим: «Павел отложил газету в сторону, откидываясь на спинку кресла, бросая взгляд в окно. Квартира на двенадцатом этаже, позволяла видеть Каспийское море. Рядом, на столике с нотами, стояли бокал с прозрачной текилой, его края были красиво очерчены солью, а лимон заботливо порезан в блюдце. Павел смотрел, как солнце прячется за горизонт, и слушал, как из коридора доносятся осторожные шаги жены, она шла на цыпочках.» - Читает газету в кресле, сидя, смотрит в окно, живет на 12 этаже, видит море? Из положения сидя – можно увидеть море с 12 этажа? Не знаю, я низко живу, но почему-то кажется, что сидя видно только небо – или высотные здания поблизости. Сюда же: оказывается, это вечер, солнце прячется за горизонт. При таком освещении нормально читается газета? И что за газета такая, вечерняя? Или герою всё равно, что когда читать (он и прошлогоднюю может). Ещё: он видит и море, и как солнце прячется за горизонт. Где может находиться дом? Со стороны Казахстана-Туркменистана!!!!! Вау, как их туда занесло? Там и домов-то 12-этажных нет! Там нет мастерских по изготовлению фарфоровых кукол! На этом фоне «осторожные шаги жены… на цыпочках» даже любопытства не вызывают. Хотя почему, почему она так ходит? Не ради красного же словца? Думает, что он работает? Нет, кто-то же принес ему недавно, когда он читал газету, свежий стакан для текилы (или он сам его в соль обмакивает – тогда где «на столике с нотами» вся нужная фигня?) Так чего же она крадется? Вроде не боится мужа, скандалы время от времени закатывает. Загадка… И столик с нотами. Это декоративный элемент, или композитор работает за ним? Мне казалось, чтобы написать ноты, композиторам надо сперва побренчать на пианино… Что получилось? Красиво, но смысла маловато. А читатель – он только с виду лох, а так ведь всё чует, всё считает – понимает… Ну, как-то так. Поэтому жаль: потенциал и у рассказа, и у автора большой. Удачи, автор!
|