Поскольку мясо Догргра еще поскррипывает на клыках, а бифштекса мине не оставили, вот Вам:
Идея: Человек остается собой вне зависимости от обстоятельств. Если человек - скот, то он будет расстреливать и насиловать и при анархии (Задов), и при красных (комиссар), и при белых (Болотов и Лешко). Если - ни то ни се, будет сидеть у костра и думать о вечном, пока расстреливают (Шадрин, Глебов). Если герой - то будет бороться, но таких в рассказе нет, рассказ про живых людей. А живые люди приспосабливаются, занимаются контрабандой, но когда встает вопрос: отдать/бросить девушку или умереть - выбирают смерть. И пусть они так же легко относятся к расстрелам ("Я б его таки шлёпнул, благородие"), но убивают они все же защищая жизнь, свою или чужую, а не из удовольствия убивать и властвовать.
Фант идея про мир, в котором не было никаких революций, но людям, живущим там, не особо чтобы лучше-легче - вкусно!
Мир: Я в него поверил. Вжился. Прочувствовал. Убили двух красных - в боевике бы "ну убил и убил", а тут - расследование, преследование... Злодей Задов хоть и чернушный злодей, но все-таки с умом.
Герои: Моня - этакий жесткий Остап Бендер, который вместо астролябии носит Наган и разговаривает на Одесском жаргоне. Краснов - "их благородие", который потерял все, судя по шраму через грудь - страх смерти тоже потерял, честь - наверное, тоже. Но - дворянин, похоже, еще и на Балканах воевал. Спортсменка, комсомолка, и просто краасавица! Сколько баранов хочешь, слюшай?! Да, штампы. Не хватает им совсем чуть-чуть, немного индивидуальности, непредсказуемости, чтобы ожили, чтобы стало видно, что живые люди, а не литературные герои времен Бабеля. Не хватило эпизодов, чтобы раскрыть характеры, рассказать про них чуть больше, потому что ходы просчитываются достаточно легко. Это же относится к сюжету. Стандартные ходы. Если есть смертоносный "мешок" - значит, в него полезут. А раз полезут герои, то явно не погибнут, а куда им еще деваться, как не в другой мир? Краснов постреляет всех негодяев, Моня их "как бе бросил", но мы-то знаем, что он - Герой, "своих" в беде не оставит, найдет помощь, а нет - вытащит всех на себе. Эпизод с "уходом" - не раскрывает характер, ставит штамп "Герой уходит в закат, чтобы в нужный момент привести кавалерию". Девушка и "их благородие" падут друг другу в объятья... А если - Моне в объятья? Как тогда поведет себя Краснов? А сам Моня? Концовка - провалена. Та, что с комиссаром, нужна, но переигран образ Мони ("Храбрости был боец Перельмутер необычайной и отваги отчаянной" - таких на войне, случается, убивают. Если они не лит.герои, конечно). Та, где про Париж - никакая. Просто надо же было как-то закончить. Ударности нет. Точки нет. Ни черта нет - обрыв текста.
|