Есть очевидные ответы на кажущиеся "непростыми" вопросы.
К примеру: чем отличается "фентези" от "научной фантастики"? Сколько копий поломано... а ответ прост: если после книги хочется почитать научную литературу (хотя бы на популярном уровне), то вы читали научную фантастику. Если же такого желания не возникло - это была фентези.
Так и с вопросом этой темы.
Но прежде хочу пояснить, о чём не получилось поговорить с человеком, для которого слова Оскара нашего Уайльда "Нет книг моральных или аморальных, есть книги хорошо написанные и плохо написанные", руководство к действию.
Первое, по-существу слов О.Уайльда. Это мнение глубоко закомплексованного человека, раздираемого совестью, прессом общественного мнения и законами того времени. Все мы - люди (
это относится и к гомосексуалистам, и к педофилам, и к сифилитикам). И все устроены одинаково: нам обязательно нужно оправдать свои действия (желания, мотивы) как минимум в своих собственных глазах. Поэтому мнение О.Уайльда (учитывая его непростую биографию) не просто понятно, - закономерно. Он и не мог сказать ничего другого. Потому что любые другие слова противоречили бы его собственным поступкам.
Второе. О цитате И.Франка: "...до чого має служити лiтература? Найпершу вiдповiдь подає iсторiя всiх лiтератур.
Лiтература певного часу повинна бути образом життя, працi, бесiди i думок того часу." Я выделил дважды повторенное в одном предложении "определённого" и "того" "времени". Уверен, что литератор И.Франко допустил этот повтор умышленно, именно чтобы подчеркнуть сверхважность тезиса актуальности литературы.
Посему для меня мёртвые люди не могут быть авторитетами. Они жили в другую эпоху. Их "методы", может, и переносимы на современность, но зачем переносить прошлое в настоящее, если есть до фига современников, чьё мнение не просто "близко" - оно точно и актуально.
Третье. Вот мнение одного из моих учителей, Владимира Высоцкого:
Четвёртое. А вот мнение другого моего учителя, Ричарда Баха ("
Иллюзии", конечно):
Цитата:
- Ты любишь фильмы ужасов?
- Нет.
- Но некоторые ведь тратят уйму денег и времени на то, чтобы посмотреть ужасы, или дурацкие мюзиклы, которые другим кажутся скучными и пустыми?
Он дал мне возможность ответить на этот вопрос.
- Да.
- И ты не обязан смотреть их фильмы, а они не обязаны смотреть твои. Это называется словом "свобода".
- Но почему людям хочется, чтобы их пугали? Или нагоняли на них тоску?
- Потому, что они думают, что они заслужили это за то, что сами пугали кого-то, или им нравится чувство возбуждения, сопутствующее страху, а может быть, они уверены, что все фильмы просто обязаны быть такими тоскливыми. Можешь ли ты поверить, что большинство, по причинам достаточно веским для них, получают искреннее удовольствие от уверенности, что они беспомощны в своих собственных фильмах? Нет, ты не можешь поверить.
- Нет, не могу.
- Пока ты не поймешь это, ты будешь продолжать удивляться, отчего некоторые несчастливы. Они несчастны потому, что они сами решают быть несчастными. Ричард, это так!
Да-да! И сразу ответ на мой вопрос: "зачем читать литературу, которая мешает жить?" переходит из разряда риторики в тривиальную конкретику: "такой литературы не существует."
Кому-то нужны ужасы (и они помогают ему жить), кому-то Донцова (и она тоже помогает жить).
И это замечательно! Чем более мы разные, тем выше вероятность уцелеть нашему виду в эпоху катастроф.
А вот упрёк одной из ипостасей Литературы (совершенно свежий, с иголочки) ещё одного из моих учителей -
Игоря Яковенко:
Цитата:
"Журналистика аморальна", - убеждена Тоня Самсонова, заботливо выращенная в питомнике Венедиктова. Вот эти слова: ЖУРНАЛИСТИКА – АМОРАЛЬНА.
А теперь, вроде бы "шаг в сторону", но, как в айкидо, это очень важное движение для падения колосса заблуждения об "аморальности литературы". Почему перестают читать книги? Почему книги больше не являются эталоном нормы поведения? Почему в мире растёт хаос и анархия? Почему "брекзит"? Почему "Трамп", "Макрон", "Меркель"? Почему "Путин"? Откуда это всё взялось?
Не потому ли, что писателями стали все, и те нормы (именно МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ), которые дети впитывали с молоком матери, стали деформироваться, как холодец под солнцем, неосторожно оставленным хозяйкой на подоконнике?
Каких-то десять лет назад я без труда мог ответить на вопрос "что такое литература" - это инструмент, который делает мир лучше. Сегодня для меня очевидным является заметно укороченная версия того ответа: "литература - это то, что делает будущее".
Сто лет назад быть гомосексуалистом было постыдным и позорным. Именно благодаря литературе (в т.ч. и О.Уайльду) гомосексуализм стал нормой, и теперь законом преследуются гомофобы, а не их жертвы. В 90-ые печатное слово (вдруг!) стало аморальным ("лишь бы продавалось", "пипл схавает" (с)). Прошло тридцать лет, мы и получили хаос, вместо нравственности.
Давайте романтизируем образ педофилов, и, уверяю вас, через тридцать лет править миром будут педофилы.
Мы делаем будущее, дамы и господа литераторы.
И никуда вам от этого не деться.
Впрочем, нет, есть выход. Если вы не хотите делать будущее, не занимайтесь литературой.
А если вы не хотите делать будущее лучше, если победа добра для вас
"так звана мораль" (с), то делайте это где-нибудь в другом месте, но не на территории РБЖ-Азимут.
dixi