Но всё же пришлось написать один отзыв. Потому что по глупости сам шатался, где не надо, написал, что не следовало. Автор попросил пояснить... Что же... Придётся пойти до конца.
ad002 Далёкий островСразу скажу, что рассказ написан мастерски. Все сцены выстроены как по учебнику – в хорошем смысле. Всё грамотно, ничего не «висит». Читаешь – и нравится, хочется читать дальше. Крючочки расставлены, автор точно знает, как тянуть читателя за собой.
Визуализация – тоже выше всяких похвал. Образы плавно сменяют друг друга, а язык мало того, что совершенно не мешает читать, так ещё делает читателю «красиво».
Тут браво - я так не умею.
Теперь хватит общих фраз. Буду медленно идти по рассказу, делясь впечатлениями. Постараюсь указать то место, с которого рассказ для меня «провалился».
Большая часть с морским путешествием – добавить почти нечего, она полностью соответствует написанному выше. Героям веришь. Вместе с ними чувствуешь страх и безысходность. Океан пугает. Разделяешь гнев Артана, когда последователи Чёрного Бога стали откровенно зарываться. Вместе с ним рубишь гадких жрецов. Может, ошибаюсь, но кажется – и автор вместе с героями не очень-то жалует всех этих богов.
Затем – прибытие на остров. Тут - ещё лучше! Напряжение настолько тонкое, едва осязаемое, что становится натурально жутко. Будто попал в очень хороший ужастик. По атмосфере то ли Кинговский «Иерусалимов удел», то ли Лавкрафтовский «Дагон». А может даже страшные рассказы Роберта Говарда.
Затем из провала в храме поднялся монстр и забрал одного солдата - тоже хорошо, образно. Дальше – напряжение чуть спадает, но это объяснение нужно. Сцена кончается загадкой – люди готовы сражаться, у них есть тайное оружие. Опять-таки интересно.
И... провал.
Из хорошего, тонко выстроенного ужастика рассказ превращается в пошлый сказочный боевичок в худших традициях голливудских фильмов. Типа «Битвы Титанов» или, прости Чёрный Бог, «Трансформеров» Майкла Бэя. Появляются множество штампов – не то, чтобы я против них. Штампы иногда помогают выстроить правильный, знакомый образ. Но не тогда, когда из них состоит весь дальнейший сюжет!
Так, опять сбился.
Битва.
Она... ну, она есть. Её слишком много и её описание намного бледнее остального текста. На этом месте я просто заскучал – монстра лупцуют и лупцуют. Всё как в тех же «трансформерах» - что-то взрывается, какая-то движуха, а тебе - скучно.
Жаль Нгарра – вроде бы опасное, умное существо, а ведёт себя как самоуверенный идиот. Не злодей – а ходячая (точнее прыгающая и размахивающая клешнями) картонка. Мальчик для избиения. Средство для самоутверждения нового царя.
Раздражают рыбаки. Они не хотели вступать в бой, но увидев, что непобедимый Нгарр вроде как «побеждается» - тут же бегут добивать. Понятно - им страшно, они не воины, просто хотят выжить на стороне победителя... Но всё равно это как-то...
Думаю, сам Артан выглядел бы лучшим правителем, если бы не просто залупцевал древнее чудище, а проявил себя как настоящий правитель. Чтобы он изначально убедил рыбаков сражаться на своей стороне силой слова. Чтобы читатель проникся всеми героями, был за них горой.
Под конец – опять пафос, штампы и снова пафос. Остров спасён, монстр повержен, среди убитых валяется одноногая собачка (ой, то есть геройский раб Мванга, ставший воином...). Героя признают царём. Знахарь что-то рассказывает звучным и выразительным голосом. Люди ликуют. Всё это, оказывается, - Атлантида. И словно контрольный в голову – у героя появляется баба, которую читатель видел один раз. Любовная линия - отсутствует, но баба есть - потому что у победителя она должна быть. Так велит штамп. Противно и приторно, как поцелуй на закате в плохоньком блокбастере.
Так что моя претензия не к мастерству написания, а к сюжету. К тому, что в конце рассказа чувствуешь не катарсис, а разочарование. К тому, что рассказ оказался, уж простите, пустышкой. Очень красивым, нарядным, невероятно крутым, но разочарованием...