ad006 Призраки и чёрвякиУ меня как-то давным-давно зрела идея рассказа. Когда человек умирает – ему даётся один день, чтобы привести дела в порядок. Ну там: правильно завещание составить, если при жизни не успел; погулять на своих же поминках, закатив последнюю в жизни вечеринку, эффектно восстав из гроба под аплодисменты, смех и плач; или сделать напоследок то, о чём давно мечтал... герой, по задумке, должен был выбрать этот путь, но больше я ничего не придумал...
Не волнуйтесь, это не отзыв – это было лирическое отступление.
Немного почитал отзывы на ваш рассказ (чтобы тут же какой-нибудь списать! да-да, я такой!) и увидел, что многие говорят о нуаре. Наверное, вы сами пытались его написать – все «шаблонные» детали на месте: дождь, мрачность, плащ и шляпа, убийство, призраки, пришельцы из будущего... Гхм. Стандартный нуарный набор.
Но люди говорят, что вы не выдержали заданную линию и свернули к эдакому happy noire (сам придумал!). Отчасти я с ними согласен. Да – нуар не получился. И сам детектив в целом не получился – все подозревали Снежану, она самая мерзкая, она же – и злодей. Ну какой тут детектив?..
Мне кажется, что получилось нечто совсем иное. В голову приходит сериал «Шерлок», который «новый». А именно рождественская серия «Безобразная невеста». Там – герои из современности перепрыгнули в викторианскую Англию, расследовали расследование, шугались от мистики, а в конце – всё выстрелило совсем иначе, как ожидаешь. Так и здесь. И это хорошо. Оригинально-с. Мне нравится, когда из знакомых образов вылепливают что-нибудь новенькое.
Это всё атмосфера – она хороша. У многих тут на конкурсе была хорошая атмосфера, но рассказы разбивались о главную мою претензию. Действуют ли герои?
Тут – действуют. Мартин пытается что-то делать – расследует, исполняет волю почившего друга, что-то выбирает и всё это – через конфликты. Так что с действием и конфликтами тоже всё хорошо.
Сюжет также подаётся не просто. Кто такой Червяк? Откуда призраки? Кто все эти люди, чёрт возьми, и что они делают?! Как в случае со «Сторожем», здесь также сначала говорится о чём-то непонятном и интригующем, а рассказывают уже после. Поэтому текст не отпускает. Тут тоже хорошо.
По стилю... сначала буксовал. Язык казался немножко небрежным. Например, эта фраза:
Цитата:
К призракам он привык, тем более, Клайд вышел из их офиса пару часов назад. Живым.
Не могу уловить её логику, если честно... За фразу не сразу цепляешься, она вроде как на своём месте, но когда акцентируешь на ней внимание то смысл её ускользает. Может, мой какой-то загон – не знаю.
Да и сама сцена – неуловимо странная. Понятно – в городе привыкли к призракам. Но всё равно люди воспринимают смерть почти так же, как раньше. Хорошо, призрак героя не удивил, но почему он так холодно воспринял смерть друга?..
И все же эти вопросы – примерно до середины сцены. Потом эмоциональность нарастает и чувствуешь, что Мартин всё же переживает из-за смерти Клайда. Так что теперь мне кажется – так и было задумано. Типа – сердце крутого «нуарного» детектива растапливалось постепенно.
И напоследок отмечу диалоги. Они... хм... интересная штука, в общем, получается. Большинство метафор и описаний – через речь героев. И это не выглядит чем-то инородным, наоборот – очень хорошо вписывается.
Цитата:
— Ты сейчас похож на подростка, который рассказывает страшилку в палатке, — проворчал Мартин.
Цитата:
— Ты ужасно старомоден, — сказала Ирма. — Зачем тебе агрегат прошлого столетия? Все над тобой потешаются, Марти.
Цитата:
— Ты слушал Чайковского и пил водку. Сплошное клише, — сказал Мартин, заходя в подвал.
— А ты не клише? — хмыкнул старый патологоанатом. — Ходишь в старомодной шляпе и плаще, с сигаретой наголо. И, к твоему сведению, я слушал Бетховена.
И нет никаких: «Мартин приоткрыл дверь и услышал Чайковского, музыка лилась бла-бла-бла, на столе увидел водку и бла-бла-бла...
Короче, подобное описание через диалоги – интересно и живенько.
Так, ну раз мне этот рассказ приписывают, чтобы замести следы, нужно что-нибудь отыскать. Задать гаденький вопрос.
Вот, кстати. А как Гук устраивал пожары, когда всегда идёт дождь? Этож каким талантом надо обладать?.. Вроде, несостыковочка. Но, вроде, мелочь.
А меня, может, к рассказу приписывают потому, что на одном из прошлых конкурсов мой герой также плюнул на всё да и махнул в космос. Правда у меня собачка была, а тут – Червяк.