20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Альфа Число символов: 16577
12 Человек-09 Финал
Рассказ открыт для комментариев

b041 Научиться ходить


    Ларису неожиданно вызвали на работу в воскресенье.
    Девушка шла по осенней аллее к зданию института и гадала, что же могло заставить Мудрых нарушить собственные строгие правила и столь чтимое ими право на отдых. Лариса почти семь лет работала в институте, но даже когда она стала личным помощником Четвертого советника, ее ни разу не попросили задержаться позже положенного или потрудиться в выходной день.
    Прибыв на Землю больше двухсот лет назад, Мудрые попытались привить человечеству любовь к порядку и уважение к каждой личности. Но получалось это не всегда. Конечно, «Мудрые» - не самоназвание. Так их окрестили журналисты вскоре после контакта с этой древней и, по человеческим меркам, чрезмерно рассудительной расой. Для слуха людей самоназвание пришельцев звучало как «альры», но слово это употреблялось гораздо реже, чем всем понятное «Мудрые».
     Альры пришли как раз в то время, когда рассудительности-то землянам и не хватало. Человечество стояло на пороге большой войны. Стороны затянувшегося политического конфликта готовы были применить последний аргумент - оружие. В ожидании конца света пышным цветом расцвели секты, неформальные течения и криминальные группировки.
    Появление корабля альр на орбите Земли и их предложение о контакте на фоне всеобщей истерии поначалу были приняты в штыки. Пришельцев уже готовились атаковать, когда кому-то из политиков пришло в голову, что поддержка инопланетян – то, что надо в грядущей войне.
    Как только одна из стран пригласила к себе посланцев альр, остальные крупные государства сделали то же самое, чтобы не дать противникам какого-то преимущества. Только вот альры не позволили развязать войну. Сначала переговорами. А потом и угрозой заблокировать все имеющееся на Земле оружие.
    Массовая истерия резко поменяла градус. Теперь уже альр возносили как спасителей Земли, вплоть до сравнения с богами. Тогда их и стали называть Мудрыми. Альры помогли восстановить нарушенное экологическое равновесие, подарили некоторые свои технологии и, уже в официальном статусе советников земных правительств, построили пять институтов в разных концах планеты.
    В одном из них и работала Лариса.
    Альры в основном интересовались историей и социологией человечества. Лару эти науки тоже интересовали, поэтому она довольно легко прошла по конкурсу и начала работать стажером в институте. Личным помощником Четвертого советника Стейруна Лариса стала год назад.
     Забежав к себе в кабинет, Лара бросила сумку и уже спокойным шагом направилась к советнику. Стейрун сидел за столом и что-то читал с экрана коммуникатора.
    - Здравствуй, Лариса, - советник поприветствовал Ларису бесстрастным голосом, - прошу извинить меня за срочный вызов.
     Сухой тон Стейруна еще больше обеспокоил девушку. У альр с точки зрения людей очень бедная мимика, и все эмоции они передают голосом, а когда нужно чувства скрыть, говорят подчеркнуто спокойно. Обычно советник не скрывал эмоций в разговоре со своей помощницей, а сегодня все было не так.
    - Нам нужно срочно, за несколько дней, завершить все наши исследования, - продолжал советник, - систематизировать собранный материал хотя бы в общих чертах.
    - Отчего такая спешка? Мы же просто загубим несколько проектов, они только начаты. – Лариса села на стул напротив Стейруна.
    - В ближайшее время мы покидаем Землю.
    - Почему? – Лариса не верила своим ушам. Всю свою жизнь она знала, что есть Мудрые, которые хранят мир и стабильность на Земле, а теперь они вдруг решили покинуть планету. – Вы не можете так поступить!
    Стейрун не отвечал. Лариса вглядывалась в лицо альра, но конечно прочесть по нему ничего не могла. Люди не сразу научились отличать одного их представителя от другого. Хотя на людей Мудрые были похожи, даже очень. Ростом они в среднем пониже, редко кто был выше полутора метров. Более плоский и маленький нос, близкое к идеальному овалу лицо, почти круглые глаза и фиолетовый оттенок кожи – вот и все видимые отличия. Хотя на уровне физиологии разница была гораздо больше и генетически это были совершенно отличные от людей существа.
    Наконец Стейрун нарушил молчание:
    - Лариса, мы пришли к выводу, что Земля в дальнейшем должна развиваться без нашего участия, так будет лучше для вас.
    - Лучше? Вы столько для нас сделали… - Лара не могла прийти в себя.
     - Решение окончательное, - Стейрун встал, - давай не будем спорить. Надо еще записать обращение для жителей Земли. Ведь не можем же мы улететь не попрощавшись. Завтра мы оповестим правительства тех стран, где находятся наши институты, и тех, с кем ведем совместные проекты.
    Дальнейшие несколько дней прошли в напряженной работе. На попытки Лары выяснить поподробнее причины столь спешного отъезда, Стейрун не реагировал. Правительства государств, где располагались институты, созданные Мудрыми, сразу же заявили на них свои права. Но альры были непреклонны, настаивая на демонтаже всего – от парковых дорожек до зданий и на приведении местности в первозданный вид.
     Большинство жителей отреагировали на новость одинаково. Институт окружали толпы протестующих, СМИ заполонили обращения к Мудрым известных людей и различных групп с просьбами остаться. Лариса видела, что советник расстроен происходящим, и надеялась, что это заставит альр передумать.
    Всю неделю Лара практически жила в институте, уезжая домой только чтобы поспать. К выходным наступила передышка, несмотря на то, что сделать еще нужно было многое, советник настоял, чтобы в воскресенье Лариса отдохнула. В этот день девушка проснулась поздно, и, наконец, почувствовала, что выспалась. Теперь у нее было время перевести дух и подумать. Решив не тратить время на и так уже запущенные домашние дела, Лара отправилась в парк рядом с домом. Из-за спешки последних дней осень проходила как-то мимо нее, и Лариса с удовольствием гуляла, пытаясь любоваться окружающей красотой, мыслями постоянно возвращаясь к внезапному отлету альр.
    Только сейчас Лара задумалась не о глобальных последствиях, а о себе. Она много лет работала в институте и занималась любимым делом. Теперь же от места ее работы в прямом смысле слова камня на камне не останется. Лара не боялась остаться без дела, специалиста ее уровня, имевшего допуск к исследовательским технологиям альр, многие земные институты возьмут к себе без раздумий, больше того, еще переманивать из одного в другой станут. Но будет ли ей интересно там работать?
     Лариса облокотилась на перила мостика через небольшую речушку. Улыбнулась своему отражению, поправила выбившуюся русую прядь, потом воротник зеленого пальто. Мимо шли люди, их отражения появлялись и исчезали. Невысокий мужчина в темно-сером плаще остановился рядом и тоже посмотрел вниз, на воду. Ларе стало как-то неуютно, она уже было собралась идти, как мужчина тронул ее за локоть:
     - Лариса, нам нужно поговорить.
     - Мы знакомы? - Лара не была настроена общаться.
    - Нет, но это поправимо. Меня зовут Игорь Свешин, я представляю Службу безопасности. Нам нужно поговорить о вашей работе в институте.
    Лариса поняла, что ей нужно было ожидать чего-то в этом роде. Она ведь по сути самый приближенный к альрам человек в своей стране – личный помощник советника правительства. Остальные четыре помощника находились в других государствах. Пока она работала в институте, никакие спецслужбы к ней не обращались. Из уважения ли к альрам, или из страха перед ними. А теперь, когда они улетают, Лариса становится ценным, а главное, уязвимым, источником информации.
    Девушка позволила себя увести к скамейке в тихом уголке парка. Игорь предложил ей присесть, сам постоял минуту, будто собираясь с мыслями, и сел рядом.
     - Лариса, вы долгое время работаете с альрами. Но в первую очередь, вы – гражданка своей страны и должны руководствоваться ее интересами. – Свешин говорил минут пять, говорил о долге перед родиной и о том, что Мудрые улетят, а она, Лариса, останется. - Вы же понимаете, ситуация в мире может дестабилизироваться, и тогда для нашей страны будет важно любое преимущество, - заключил Игорь.
     В общем-то, Лариса и сама все это прекрасно знала, но не понимала, что же от нее требуется:
    - Чем я могу помочь?
     - Нас интересуют два момента. Во-первых, вы должны приложить все усилия, чтобы уговорить Четвертого советника оставить нам все, что можно, технику, технологии. Если уж они так хотят разобрать здания, пожалуйста. Но нам может пригодиться любая документация, схемы, расчеты, ведь институты они создавали с нуля, не привлекая людей ни на каком этапе работ.
    - Но альры и так многие свои разработки нам просто подарили.
    - Да, но среди этих разработок не было ничего, имеющего отношение, например, к космическим полетам, я не говорю уже об оружии. Нас интересует не только это, а все их исследования касающиеся истории и социологии.
     - Их результаты находятся в открытом доступе, Мудрые очень внимательно к этому относятся. - Ларисе казалось, что Свешин сам не знает, чего от нее требует.
    - Не всех, разве не существует исследований, которые альры ведут без участия людей? Вы не думали о том, что альры узнали о нас, о нашей планете что-то такое, что заставило их покинуть Землю?
     Не то что бы Лара об этом не думала, но вот так четко и в лоб это было для нее сформулировано впервые. «Что же такое они могли узнать, если так спешно убегают от нас?» - подумала Лариса и решила, что обязательно это выяснит. Игорю же она обещала сделать все, что сможет, но попросила не ожидать слишком многого, потому что уговорить альр дать преимущество какой-то одной стране, вряд ли было возможно.
     На следующий день девушка не смогла поговорить с советником, он уехал в один из других институтов и обещал быть только завтра. У Лары не шел из головы разговор со Свешиным и его слова о том, что любые, даже самые обрывочные сведения о технологиях Мудрых могут оказаться полезными. Лариса решила прогуляться по зданию, чтобы успокоиться. В техническом отделе кипела работа, альры и люди упаковывали оборудование, выносили его из института, где уже ждал транспорт.
    Аналогичная техника давно была у людей и вряд ли была интересна Службе безопасности. А вот программами, позволяющими прогнозировать какие-то социальные процессы, пользовались только альры. Не то чтобы людям запрещали с ними работать, просто как-то само собой так получалось.
    Лариса подумала о том, чтобы скопировать хотя бы часть этих программ. Правда, принародно трудно это сделать незаметно, но из кабинета советника есть доступ ко всем данным. А Стейруна на месте нет. Это был сильный соблазн. Лара вошла в кабинет, подошла к столу, и поняла, что не может забрать что-то отсюда тайно. Просто не поднимется рука.
     «Я завтра же обо всем поговорю с советником, - пообещала Лара себе, - постараюсь узнать, что же заставляет альр улетать, и уговорить помочь нам еще раз, напоследок.»
    Утром Лариса пришла на работу раньше обычного, она все равно не могла спать, пыталась подобрать слова для разговора с Стейруном. Только вот институт она не узнала, от зданий оставался только первый этаж, все остальное волшебным образом исчезло.
    «Какими же возможностями обладают Мудрые, если они смогли почти полностью разобрать несколько пяти-семи этажных корпусов за считанные часы, - удивилась Лара. – Мы, видимо, слишком мало о них знаем».
    Лариса нашла советника на первом этаже, в теперь уже бывшем конференц-зале. Стейрун, стоял у окна и смотрел, как во внутреннем дворике какая-то машина буквально слизывала пешеходные дорожки, оставляя за собой вспаханную землю. После приветствия Лариса сразу перешла к главному:
     - Почему вы улетаете? Что такого вы обнаружили, что заставляет вас даже не уходить, а убегать?
    Лариса была готова к тому, что советник не захочет отвечать, и приготовилась убеждать его и уговаривать. Но этого не потребовалось, Стейрун начал говорить, отвечая даже на те вопросы, которые Лара не задавала:
     - Мы древняя раса. Мы давно путешествуем по разным мирам, ищем интересные планеты, контактируем с их обитателями. Жители каждой новой планеты дают что-то нам, а мы им даем то, чего им не хватало. Нам казалось, Земле не хватало мира. Мы помогли вам в обмен на разрешение изучать вашу культуру и историю. И обнаружили, что вами людьми движет. Наряду со стремлением изменить мир, сделать его комфортнее для себя вами движет стремление, нет, даже скорее страсть, страсть к саморазрушению. Ни одна встреченная нами до этого раса не разрушала так легко то, что создавалось тысячелетиями. Когда мы пришли, земляне стояли на краю пропасти, готовы были уничтожить всю планету. И нам показалось самым естественным убедить, а где-то и заставить вас вновь вернуться к мирной жизни, к науке, культуре. Только мы не взяли в расчет тот факт, что саморазрушение может принимать очень разные формы. Наши программы социального прогнозирования несовершенны, ведь каждый раз мы переделываем их для новой расы. Тревожные факторы не сразу стали заметны. Уменьшилось количество изобретений и открытий. Большинство людей перестало интересоваться чем-то новым. В музыке, литературе, живописи давно не появляется громких имен. Никаких новых интересов и увлечений. Земляне просто приняли нашу помощь и перестали развиваться, во всем полагаясь на нас. И хотя остались тысячи людей, которые еще что-то ищут и находят, миллионы уже ни к чему не стремятся и постепенно превращаются в растения.
     - Но это неправда, - Лариса не сдержалась, - столько людей мечтают попасть в ваш институт, заниматься историей, другими науками.
    - Лариса, их все меньше. А мы вообще перестали интересовать землян. Ты же знаешь, что в первые десятилетия после нашего появления собирались группы людей, которые выступали против нашего присутствия, считая нашей целью порабощение Земли. И это было понятно, невозможно равнодушно принять неизвестность. Поначалу спецслужбами предпринимались две-три попытки в неделю проникнуть в институт, найти там какие-нибудь секретные данные. А теперь нас никто не беспокоит.
     - Вам просто поверили, - неуверенно возразила Лариса, - в вас больше не видят врагов.
     - И что все люди думают одинаково? Раньше за человечеством такое редко водилось. Были случаи в вашей истории, когда люди стремились стать стаей, а становились стадом, прости за это сравнение. Но обычно это были группы людей, иногда большие, но не все же население Земли. Просто люди выбрали новых путь к саморазрушению – отказ от развития. И мы стали, в какой-то мере, катализатором.
     - А зря вы упрекаете спецслужбы, недавно ко мне подходил сотрудник Службы безопасности, - Лариса вкратце рассказала о встрече в парке.
     - Вот видишь, мы были правы, - Стейрун, казалось, даже обрадовался, - стоило нам только пообещать перестать опекать человечество, как отдельные его представители стали активнее. Уже лет двадцать никто не пытался перевербовать людей, работающих в институте. Своим отлетом мы всколыхнули многих людей. Причину, по которой мы решили улететь, ты теперь знаешь, и она ни для кого не секрет. Мы подготовили еще одно обращение к жителям Земли, где об этом подробно говорится. Так что считаю, что эту часть просьбы или приказа ты выполнила. А оставлять какие-то еще технологии мы вам не станем. Мы дали вам и так, наверное, больше, чем было нужно. Теперь ваша очередь что-то изобретать и совершенствовать то, что у вас уже есть. Сегодня мы улетаем, нам нужно еще несколько часов, чтобы завершить все приготовления. Когда мы пришли, человечество было похоже на больного, который лишился способности двигаться. Мы дали вам костыли и не заметили, что, привыкнув к ним, вы даже мечтать не стали о том, чтобы когда-нибудь пойти самостоятельно. Теперь мы отберем у вас костыли. Человечество должно снова научиться ходить. Ларису колотило от возмущения. С чем-то она была согласна, но было в словах советника что-то неправильное.
    Она бросилась вон из помещения, а внутри ее все клокотало: «Да неужели Мудрые считают нас такими никчемными, практически паразитами… Нет, человечество развивалось много тысяч лет и будет идти дальше, и никакие костыли ему не нужны».
    
    

     * * *
    

Стейрун посмотрел вслед удаляющейся фигурке девушки и нажал пару кнопок на карманном коммуникаторе.
     - Думаю, теперь все будет в порядке, - произнес он, глядя на экран. – Реакция была именно такой, какую мы предсказывали. Так что, когда земляне увидят и услышат наше последнее обращение, многие из них будут возмущены и злы. И это подстегнет их к новым изобретения, свершениям и достижениям.
    Советник отключил коммуникатор. Ему было жаль, что альры останутся в памяти людей расой, которая недооценила человечество, но только так можно было минимизировать последствия вмешательства в земную историю. И очень хорошо, что у людей есть не только страсть к саморазрушению, но и страсть к противоречию и постоянное желание доказывать, что они могут все.

  Время приёма: 22:16 13.07.2009

 
     
[an error occurred while processing the directive]