20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Риомир Число символов: 18294
12 Человек-09 Финал
Рассказ открыт для комментариев

b038 Что есть Человек?


    Заспорили как-то раз Заяц, Хитрость и Дорога, кто из них больше Человек?
    - Какой  же ты Человек! – смеялась  Хитрость, глядя на Зайца, –  Человек – царь Природы! А  ты, ушастый  – кто? И ростом не вышел.  Да и труслив не в меру!
    Крыть было нечем, и на всякий случай, Заяц сел на задние лапки.
    - У него хотя бы уши имеются! – ехидно заметила Дорога. – А у тебя? Загляни-ка в зеркало! Какие там уши, вообще ничего не видно!..
    Как ни прикидывай, а дело оно было ясное. Никто из них троих и близко Человека не напоминал. Спросить бы, конечно, у самого Человека. Да, где ж его, Человека сыщешь! И потом, откуда ему, Человеку знать, кто именно на него больше похож! Себя-то со стороны не видно!
    И заключили  они, Заяц, Хитрость и Дорога пари. Кто из них троих больше Человеком окажется, вот, хотя бы и сегодня. До конца дня.
    
    

    ***
    


    Спрятался  Заяц в терновые кусты и призадумался.
    Ну, какой  же я Человек! – думает, – Эк меня угораздило в пари такое дурацкое ввязаться! Человек – царь Природы, правильно Хитрость говорит! А разве я Царь? Того и гляди сожрут!
    Подумал  он так, подумал, махнул на  все лапкой, да и выбрался из  родных кустов. Была, не была! Не  представляя толком, что делать  дальше.
    А покамест, настороженно огляделся.
    
    

    ***
    


    Так уж сложилось, что Хитрость редко бывает одна. Но тут охватила ее тоска зеленая! Что ни говори, а эта выскочка Дорога права на все сто! Нет у нее, Хитрости, ни усиков, чтобы нюхать. Ни лапок, чтобы бегать. Ни мордочки, чтобы видеть и слышать. Как, скажите на милость, она собирается стать Человеком! Одно утешение, у Дороги со всем этим добром тоже не густо!
    Ну, почему  победа достанется никудышному  Зайцу!
    А с  другой стороны, если так посмотреть! Да, этот пресловутый царь природы умен и силен! Так что же получается, Человек – это Ум и Сила? Не смешите поросят! Человек – это хитрость и только хитрость! Следовательно, она, Хитрость, и есть Человек!
    Ничего, мы еще поборемся с этим простодырой Зайцем! – решила Хитрость и вышла на тропу войны.
    
    

    ***
    


    Ярко желтая песчаная дорожка серпантином вилась по зеленой лужайке, скрываясь среди фруктовых деревьев. Солнце стояло высоко, но уже клонилось к закату.
    Впереди  из высокой травы выскочил  заяц. Воровато огляделся, скакнул и унесся вдоль дорожки по своим, заячьим делам.
    - Вот, перед  нами заяц, скачущий по дороге! – сказал Философ, – И эта дорога, отличаясь от всех прочих, обладает тем особым набором качеств, которые в совокупности позволяют назвать ее дорогой. Как представителем абстрактного класса дорог. То же самое относится и к зайцу.
    - Я вижу  дорогу и вижу зайца на ней,  – ответил Поэт, – Но я не  вижу идеи дорожности. И абстрактной  зайцевости тоже, – добавил он, помолчав, – это последнее даже и не выговоришь. И это камешек в твой огород!
    
    

    ***
    


    Конечно,  лапок у меня нет! – думала  Дорога, – Но ведь на лапках  свет клином не сошелся! Существуют  враги и друзья, в конце концов! Как знать, поможешь другу – может, и станешь хоть немножко Человеком!
    Так  решила Дорога, и позвала Зайца в путь. Ведь все в жизни свершается в дороге!
    
    

    ***
    


    Поэт  и Философ слушали соловьев  под сенью фруктовой рощи. Редкие  деревья совершенно не скрывали  золотистую песчаную дорогу, змейкой  вьющуюся среди травы и теряющуюся  вдалеке.
    - Смотри, что творит этого бродяга, заяц! – воскликнул Поэт, – Вот это молодчина! Не будь он покрыт шерстью, и не имей таких длинных ушей, я сказал бы – вот он, человек!
    - Хорошо, что ты это заметил! – невозмутимо  изрек Философ, – И это ставит  проблему – что есть Человек? И что есть мерило Человеческого!
    
    

    ***
    


    Безмолвно  смеялась Хитрость. Ведь у нее было головы, чтобы увидели, что она смеется. Или хотя бы услышали ее смех.
    Вышел-таки Заяц на Дорогу. И теперь уж точно – он в ее власти! Труслив Заяц не в меру. Но и любопытен – еще больше. А потому, глядишь, и до неприятности недалеко. А уж в том, что руку тут приложит Хитрость, можно и не сомневаться. Рук, правда, у нее тоже нету!
    
    

    ***
    


    - Что есть  Человек? Ходящий на двух ногах  и без перьев – ответил Платон, глядя на петуха в руках Диогена. Но тот ощипал петуха, – сказал Поэт.
    - Они описывали  внешность, а говорили о сущности! – ответил Философ, – Тут требуются другие понятия.
    - Но где же их отыскать! – воскликнул Поэт.
    - Придется  прибегнуть к древнейшему способу – “это есть Человек!” – сказал Философ.
    - Я – Человек и ты – Человек! Но речь зашла о других, не похожих на нас внешне, но подобных нам! Скажем, Человек ли этот Заяц, скачущий по дороге? – спросил Поэт.
    - И Человек  ли Дорога, по которой скачет Заяц! – уточнил Философ.
    - И, может  статься, Человеком окажется нечто,  чего мы и не видим, но  все же, подобное нам! – резюмировал Поэт.
    
    

    ***
    


    Между  деревьев показался крестьянин с лопатой. Быстрым шагом он направлялся к дороге, явно, что-то заметив на песке. Поэта с Философом, стоящих поодаль, он пока не видел.
    Выбежав  на дорогу, крестьянин склонился  над песком, и убедился в ошибке. Выпрямился. И в этот момент  прямо на него выскочил заяц.
    Миг  крестьянин ошарашено смотрел на зверька, и размахнулся лопатой. Промахнуться с такого расстояния невозможно. Но заяц вдруг с испугом отскочил назад, перевернулся на спину и выставил лапки с острыми коготками.
    Против  лопаты твои когти не помогут.  Тут уж, шалишь, приятель! – подумал  крестьянин с усмешкой.
    И, холодея,  резко обернулся.
    Никого  там, конечно же, не оказалось.
    И зайца  на месте не оказалось тоже. Шмыгнул, видать, в высокую придорожную  траву. Ищи его теперь, свищи! И только тут крестьянин рассмотрел Поэта и Философа.
    - Атэ1 помутила мой разум! – пояснил он, – Показалось, на песке на дороге валяется монета. Но каков пройдоха!
    На этом и разошлись. Поэт с Философом двинулись дальше по дороге, вслед за зайцем, а крестьянин вернулся к своему занятию.
    
    

    ***
    


    Эк опростоволосилась! – думала Хитрость, – Так и врезала бы сейчас подзатыльник дурьей башке! Оно, получается, и хорошо, что головы-то нет!
    Это  называется, с кем поведешься, от  того и наберешься! – сообразила она, немного подумав. – Было бы что путное! Чисто заячье любопытство. Вроде, сделал дело – гуляй смело! Нет, надо было торчать тут же. Как же не глянуть, что получится! Хотя бы одним глазком! Ох, растяпа! Ну, растяпа! Тем более что и глаз-то нет!
    А Косой,  исполнившись Хитростью, и вывернулся.
    Долго  еще сокрушалась Хитрость. Но  все больше переливала из пустого  в порожнее. Что тут скажешь!  Но это был еще не вечер.  Хотя Солнце – виданное ли  дело! Вроде бы отступило немного  назад. Что ж, сделанного не вернешь. Вот и принялась задумывать новые каверзы.
    
    

    ***
    


    Расстроилась Дорога. И поделом. Позвала Зайца в путь, хотела с ним подружиться, а Хитрость все испортила. И теперь ушастый дружок сидит в траве в придорожной канаве и дрожит от ужаса!
    И Небо  заволокло тяжелыми тучами. И  спряталось солнце. И Ветер зашумел кронами деревьев.
    А Заяц  не думал ни о чем. Он просто  сидел в высокой придорожной  траве и трясся от страха.
    Но  бесконечно сидеть пусть даже  и в траве невозможно! Тем более  что Крестьянин со своей страшной  лопатой ушел, и опасность миновала.
    Заяц  воспрянул духом и, не обращая внимания на ненастье, опять выбрался на Дорогу.
    Тут  и настало время для новой  каверзы, которую задумала коварная  Хитрость.
    
    

    ***
    


    И случился недалеко от дороги колодец. Он была вырыт под фруктовым деревом. Колодец был скрыт высокой травой и с Дороги не виден.
    Заяц  так и бежал бы своей дорогой,  но лукавая Хитрость сбила его с толку, надоумив погрызть кору с того самого дерева.
    На  пути к Дереву среди высокой  травы попалась глубокая яма. Заяц еще не забыл встречу с Лопатой.
    Интересно,  Крестьянин – Человек? – думал  Заяц, опасливо заглядывая в яму.  Яма попалась очень глубокая, и заглянуть на дно можно было только с самого края. На дне ямы плескалась вода.
    Вот  какой умный Крестьянин! – подумал Заяц, – Он специально выкопал Яму, чтобы добраться до воды. И теперь ему не надо бегать на речку. А до речки-то вон как далеко!
    Крестьянин  умный, он додумался, как добраться до воды! Наверное, он Человек! Но если он Человек, почему такой злой? Наверное, он-то Человек, но не Человек – его Лопата! Вот она и злая! Она и заставляет Крестьянина охотиться на него, Зайца!
    Но  если Лопата такая сильная,  как же он справился с ней, когда копал яму? – думал Заяц, пододвигаясь еще немного поближе к краю ямы, чтобы рассмотреть воду на дне. Ему казалось, что там, на дне ямы в воде он видит точно такого же Зайца, как и он сам. И пытался сообразить, как помочь собрату, угодившему в такую беду.
    Хитрость  отплыла чуть в сторону, ни  жива, и ни мертва. Она уже успела обнаружить за собой такую способность – плавать в воздухе, подобно облачку, и очень радовалась этому открытию. Пусть это пока еще не лапки, не усики, не голова. Но – хоть что-то! А то, что ни Заяц, ни Поэт с Философом ее пока не замечают – скорее к добру, чем к худу. Так ей легче покамест проворачивать свои делишки!
    Дорога  здорово рассердилась на этого  недотепу Зайца, которого любопытство  явно сейчас заведет в большую  беду. Не влезешь же к нему в голову как Хитрость!
    Забывшись,  Дорога нахмурилась…
    Все  вокруг почернело. Полило как из ведра. Трава под лапками намокла. Сделалось скользко. Заяц с опаской отступил. Точнее сказать, шагать-то он не умел! И это был прыжок. Совсем маленький. К несчастью, он уже оказался на покатом склоне и заскользил. А порыв шквального ветра довершил дело. И вот уже приходится барахтаться внизу в яме.
    Во  всякой беде можно отыскать  что-то хорошее! – думал Заяц, отчаянно молотя лапками, – По крайней мере, теперь понятно, что никакого Зайца здесь на дне и не было! То-то он показался таким подозрительным! Это ведь мое отражение в воде!
    Хитрость  торжествовала.
    Побарахтайся, побарахтайся, косой! – думала  она, – Таких ливней, чтобы колодец доверху переполнился, не бывает! Теперь-то Человеком, конечно, окажусь я! Косой, как говорится, сошел с пробега, а с Дороги какой спрос! Она и шевелиться толком не умеет!
    Дорога  еще больше рассердилась от  того, что наделала. Заяц барахтался  почти на самом дне колодца. Донизу оставалось  еще два его заячьих роста, и до поверхности – три. Ни туда, и ни сюда!
    Сверкнула молния. Раздался противный хруст, и огромная ветка дерева, раскинувшего крону над колодцем, упала прямо в воду. К счастью, Заяц успел увернуться. И мигом вскарабкался на поверхность.
    
    

    ***
    


    - Ну, заяц  и дает! – воскликнул Поэт.
    И удивлялся заячьей предприимчивости не он один. Шквальный ветер, успевший поспособствовать его падению в яму, разогнал грозные тучи. Солнце выглянуло и улыбнулось. Казалось, оно даже, отодвинулось немного от горизонта.
    Хитрость  не скрежетала зубами. Зубов у  нее тоже не было. И на старуху бывает проруха! Ловок Косой, нечего сказать! Не повезло! Что поделаешь, слепая стихия! Она восприняла неудачу философски, – посмотрим, как он выкрутится из следующей передряги!
    - Ну, что  ж! Заяц, конечно, молодчина! – спокойно отметил Философ, – Но это еще не делает его Человеком, подобным нам с тобой. Вот, если бы он сам выломал эту палку, или соорудил из подручных средств лестницу, тогда другой разговор!
    А Заяц, тяжело дыша, сидел в песке на дороге. И, пока восстанавливал дыхание, практически обсох.
    Все  хорошо, что хорошо кончается!  Эту глубокую узкую яму со  скользкими стенками Заяц не  мог вспоминать без содрогания. Но сколько ни пищи, она осталась позади. Настроение сделалось отличным. Только предательская слабость в лапках мешала вскочить и продолжить путь.
    Торопиться  было некуда. Да и два Охотника, которых он давно заметил, опасности не представляли. С такого расстояния схватить его они никак не сумеют!
    Попутно  задумался над вопросом: а Человек  ли Охотник? Что-то подсказывало, что да, конечно же, Человек! Так,  может быть, стоит перенять у  них что-нибудь? Например, это хождение  на задних лапах!
    Вот  еще удумал! – оборвал себя  Заяц сердито, – Встать на  задние лапки! А прыгать как  же! Как раз сожрут! Да и ростом  не вышел. Эти – вон, какие  дылды! Что им волк или лиса!
    Внезапно  Заяц похолодел. Он сообразил, что еще одной причиной хорошего настроения оказался тенек. Удивительно приятный среди этой дикой жары. А на небе, между прочим, ни облачка! И деревья – вон, как далеко!
    Заяц  оглянулся. Носом к носу нависала и скалилась морда лисы. Хитрая разбойница не спешила, предвкушая удовольствие. Куда, дескать, Косой теперь денется! Только лапу протянуть…
    Косого  как ветром сдуло. Как сидел,  так и сиганул прочь. И понесся  огромными прыжками вдоль дороги.
    Кляня  себя за нерасторопность, Лисица  рванулась следом. Надо заметить, за день она изрядно проголодалась, и упускать приятный ужин никак не входило в ее планы. Тем более, такой знатный! Заяц – это тебе не мышь!
    Дорога  в этом месте поворачивала, и  сразу начинался обрыв. Сорвешься  – костей не соберешь!
    И над  самым обрывом нависал колючий куст. Туда косой, недолго думая, и сиганул. Сунешься следом, только морду расцарапаешь!
    Ничего! – подумала Лисица, останавливаясь  перед самым кустом, – Подожду  здесь. Никуда он, голубчик, теперь  не денется. А там, глядишь,  и придумаю, как бы половчее его оттуда вытащить. Вот только, охотники бы не помешали!
    Лисица  опасливо оглянулась на Поэта  и Философа. Те стояли на приличном  расстоянии и никакой опасности  явно не представляли.
    Нижние  ветви кустарника оказались густые, и зайца там рассмотреть удавалось с большим трудом.
    
    

    ***
    


    - Что есть  Человек? – глубокомысленно изрек  Философ, и пояснил свою мысль,  – В данном случае, применительно  к Дороге.
    - Интуитивно  кажется, что Дорога – не  есть Человек! – отозвался  Поэт, – Дорога не движется, не добивается поставленных целей. Она не разумна. Единственное – она создана Человеком.
    - В мысли  Дороги не влезешь, так что  судить приходится исключительно  по внешним проявлениям. Но  последнее замечание – в самую  суть. И это уже становится горячо! Дорога  есть дело рук человеческих. Так же, как и сам Человек! – сказал Философ.
    
    

    ***
    


    Несся  Заяц так быстро, что просто  не успевал свернуть. Так что  в кусты врезался просто по  необходимости. Хорошо еще, мордочку  не оцарапал о колючки! Хотя, может и оцарапал – проверять было недосуг!
    И только  уже в кустах увидев обрыв, заглянул вниз и сообразил, что попался. Сквозь густые ветки было видно, как на дороге перед кустами Лиса примеривается, как бы половчее сунуться следом и завладеть добычей. Бежать дальше было некуда. Тем более что Дорога в этом месте делала крутой поворот. Конечно, для Лисы не стоял вопрос жизни и смерти, и оцарапывать морду ей явно не хотелось, но это был только вопрос времени.
    Паники  почему-то не было никакой. Заяц неторопливо осмотрелся, пытаясь отыскать хоть какое-то спасение, и далеко не сразу обнаружил, что он в кустах не один. Рядом восседал огромный котище. Откуда он здесь взялся, было решительно непонятно. Иначе Заяц непременно врезался бы в него.
    Поднялся ветер, кусты зашумели, и Заяц не сразу расслышал комментарий Кота, в том числе и по этому поводу:
    - Не  удивляйся, дружище, я просто  спустился сверху.
    Кот  глянул в сторону Лисы и  продолжил: “Можно было бы, конечно, тебя и сожрать, но на твое счастье, я сейчас совершенно не голоден и не прочь преподнести плутовке маленький урок. Как ты на это смотришь?”
    Зайцу  из своего горлышка не удалось  извлечь никаких звуков кроме  хриплого дыхания, и он только  молча кивнул.
    
    

    ***
    


    Лиса  нервно бегала вокруг куста. Терпение ее иссякало. Что ни тявкай, а голод – не тетка! Тем более что ужин был совсем рядом! Ну, чего, спрашивается, ждала она там на дороге! Когда косой обернется и стрекача задаст? Совсем собралась, было, сунуть туда морду, чтобы вытащить голубчика, когда сквозь кусты смутно рассмотрела, что косой и сам, вроде, собирается выбираться. Надеется, видать, проскочить мимо меня и удрать! Ну, давай, давай! Сейчас мы тебя встретим!
    События  развивались стремительно. Заяц, наконец,  выскочил. Естественно, носом к носу. Нос этот показался подозрительно плоским. Да и ушей длинных что-то было не рассмотреть. Наверное, сложил по обыкновению на спине! Теперь бы изловчиться и покрепче ухватить за загривок!
    Но  за загривок – не получилось. Шерсть у этого чудовища встала дыбом, и со страшным мявом он бросился ей прямо в морду.
    Сперва  было ослепительно больно, а потом  лапы сами сделали свое дело. И когда Лиса остановилась, злополучные  кусты и Заяц, обернувшийся взбесившимся  котом, остались далеко позади. Лиса поразмышляла еще немного, как это она могла так ошибиться, да что толку теперь ломать голову попусту!
    А следом  за котом навстречу подходящим  Поэту и Философу из кустов  на задних лапках неторопливо  вышел Заяц.
    
    

    ***
    


    - Ну, что  ж! Я бы сказал, что заяц, если от нас не отличается, то разве что ростом. И не говорит, – сказал Поэт.
    - Может  быть, мы просто не знаем его  языка! – заметил Философ, –  Но хочется сказать и о другом. Обрати внимание, как эффективно  Зайцу помогла Дорога! Может быть, не все у нее получалось, но она относилась к нему, как к другу. А дружба – это понятие человеческое! Получается, Дорога – тоже Человек!
    - Ты  говоришь, как Поэт! – сказал Поэт, – Ну, что ж, тогда я отвечу как Философ – обрати внимание, как тому же Зайцу мешала Хитрость. Хотя, мы ее и не видим. Но зато мы видим результаты ее действий! Они продиктованы чистой враждой! Без видимой цели сожрать или вытеснить соперника. А такая вражда – есть проявление человеческое! Хитрость – тоже Человек!
    
    

    ***
    


    Так  и порешили, каждый из них – Человек!
    Но  обратное неверно, Человек – это не каждый из них.
    На  самом деле, Человек состоит из  Зайца, Хитрости и Дороги…

  Время приёма: 10:28 10.07.2009

 
     
[an error occurred while processing the directive]