20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Вадим Соколенко Число символов: 15868
26. Игры разума, Убогость и богатство... Финал
Рассказ открыт для комментариев

p040 Сон


      …Он мчится вперед, рассекая обтекаемым телом теплые пенящиеся волны. На морской поверхности образовалась мерцающая лунная дорожка, исчезающая где-то вдалеке, за горизонтом, и ему с попутчиками страстно хочется поскорее туда добраться.
    Вокруг – бурлящая от неистового движения вода и мощные фосфоресцирующие тела. Он не знает, кто это. Только чувствует: рядом – друзья, вместе они – единое целое, неудержимо несущееся сквозь пространство и время, забыв обо всех невзгодах, проблемах, болезнях.
    Ибо тут всего этого нет. Только скорость и ощущение неимоверной легкости и счастья.
    Затем резкая вспышка слепит глаза. Нечто ужасное прямо перед ними. Это НЕЧТО очень опасно и может навсегда прервать их беззаботное движение вперед. Вот на месте вспышки вырастает чудовищных размеров гриб замысловатой формы, а навстречу друзьям с бешеной скоростью несется громадная стена воды…
    

    ***
    

    Игорь сел на кровати. Весь в поту, в груди бешено стучит сердце. Поправил подушку, устроился удобнее, закрыл глаза и попытался успокоиться. Вроде бы, уже привык к этому сну. Но каждый раз, когда ощущение радости и свободы сменялось диким ужасом… Словами это не передать. И так уже двадцать пять лет. 
    Почти с тех пор, как Игорь Стрельцов вернулся из Чернобыля.
    Атомный сон. Так он называл свой еженощный кошмар. Где-то слышал такое название, то ли фильма, то ли книги. От этого ужаса не помогало ни снотворное, ни успокоительное. Все равно, перед пробуждением он повторялся с удручающим постоянством.
    Как недавно оказалось, сон обернулся жуткой явью. Та давняя, уже почти забытая катастрофа, напомнила о себе и прервала жизненный полет Игоря. Точнее, вскоре прервет. Но когда об этом знаешь…
    Врач рассказал все откровенно. А чего тут скрывать? Операция никаких гарантий не давала. Похоже, шансы на успех были минимальны. Трансплантация костного мозга может продлить жизнь на несколько лет. Или месяцев. Не исключен вариант, что пациент вообще не выйдет из наркоза. И зачем все это? Зачем создавать финансовые проблемы жене и сыну? Да, они его любят и отдали бы все, чтобы спасти родного человека. Но, у сына уже своя семья, и деньги достаются не так легко…
    Рядом мирно посапывала Надя. Хорошо, хоть сегодня ее не разбудил. Совсем измучилась со всеми этими проблемами. Но все равно держится, молодец. Лишь иногда тревогу выдают запухшие от слез глаза и дрожь в голосе. Особенно, в моменты, когда успокаивала Игоря ночью, проснувшегося после очередного кошмара…
    Тяжелые сны начали беспокоить Стрельцова сразу же после завершения Чернобыльской миссии. Но, первоначально, это был совсем другой сон.
    Снились молодые ребята, военные, погибшие вскоре после ликвидации. Он мог их спасти, но не сумел этого сделать. Юноши не любят, чтобы им читали лекции об опасности. В их возрасте опасность, если ее не видно наяву, кажется такой призрачной, несуществующей. Особенно, когда рядом друзья, такие же веселые, самоуверенные. И было бы кого слушаться! А то раскомандовался какой-то инженеришка, сам недавно покинувший стены вуза.
    Игорю никогда не забыть, как сержант оттолкнул его в сторону и грубо выругался.
    А затем ребята ушли в тоннель, в котором дозиметр зашкаливало от показателей.
    Надо было броситься за ними, найти способ удержать. На крайний случай, получить по морде или попытаться дать самому. Лишь бы они вернулись.
    Он смалодушничал. По крайней мере, так ему кажется теперь. Тогда было не до размышлений. За углом ждал грузовик, забирающий очередную смену. А спустя несколько месяцев Стрельцов узнал – ребята на последней стадии лучевой болезни…
    Да, первое время, после возвращения домой, ему снились погибшие солдаты.  Где-то через год на смену пришел «атомный сон», ставший особенно ярким перед тем, как Стрельцову поставили страшный диагноз. Сначала Игорь решил, что ночные кошмары являются следствием облучения. Затем порылся в литературе и узнал, что нервная система довольно устойчива к радиационным воздействиям. Знакомый психолог объяснил – после событий, ставших роковыми в жизни человека, мозг иногда выдает удивительные вещи. Возможно, всплывает глубинное подсознательное. Или, вообще, организм, чувствуя неладное,  взывает таким образом о помощи.
    Игорь уже давно для себя решил – операции не будет. И семье деньги сохранит, и у родных исчезнет обуза. Год, два – привыкнут к потере. Иногда будут вспоминать. По крайней мере, на это можно надеяться.
    Но за те месяцы, что ему осталось жить, Стрельцов решил осуществить свою мечту – увидеть море. Да, за свои пятьдесят с лишним лет он ни разу не был на море. Раньше такого желания просто не возникало. Затем появились сны. Он боялся их и, в то же время, ждал. Знал, что будет трястись от вида кошмарного ядерного гриба. Но перед этим – ни с чем несравнимое чувство путешествия по морским волнам.
    От предложения сына купить путевку на какой-нибудь зарубежный курорт Игорь отказался – в людные места ему не хотелось, а в Крыму больше шансов найти относительно «дикое побережье». Сначала Стрельцов хотел дождаться осени. Чтобы и море еще не слишком остыло, и основной наплыв туристов истощился. Но доктор предупредил – резкое ухудшение самочувствия может наступить уже через месяц. Так что возможности тянуть время не было.
    Надежда напрочь отказалась отпустить его одного. Даже на несколько дней. Как за маленьким смотрит, смешно, ей богу! Ладно, пускай едет, они давно не отдыхали вместе…
    

    ***
    

     Снять комнату на Фиоленте оказалось совсем не сложно. Хозяйка немного удивилась, что семья Стрельцовых  приехала в Крым всего на пять дней. Разве можно за такой срок отдохнуть? Только успеют адаптироваться – и снова домой. А перекупаются – еще и насморк подхватят. С другой стороны – чего в чужие дела вмешиваться. Деньги уплачены, уедут – будут новые жильцы. В сезон найти постояльцев не составляло особого труда.
    Надежда внимательно следила за сборами мужа. Как он пакует надувную резиновую лодку, укладывает в рюкзак бутылку газировки.
    – Может, возьмешь бутерброды? – она заранее знала ответ, но, похоже, молчать дальше не могла.
    – Да нет, зачем. Мы плотно перекусили. – Игорь закончил приготовления и впервые, за последние полчаса, посмотрел на жену.
    – Когда тебя ждать?
    Стрельцов только пожал плечами. Он и сам еще не знал, чем все закончится. Главное – встретить свой сон лицом к лицу. И испытать те неимоверные ощущения. А потом…
    Потом будет видно.
    Игорь подошел к жене, поцеловал в щечку. Хотелось крепко обнять, только это будет похоже на прощание. Зачем лишний раз расстраивать беднягу.
    – Ты завтрак вкусный приготовь, – добавил Стрельцов и подмигнул Наде. – Вернусь голодный как зверь. Ну, мать… пока!
    Он взял рюкзак и вышел на улицу. В лицо сразу ударил поток горячего воздуха. Ничего себе вечер! А врач ведь предупреждал – на солнце ни ногой. Ну да, напугал. Не все ли теперь равно.
    Словоохотливая хозяйка подробно рассказала, как спуститься к морю. Заодно Игорь успел узнать много других подробностей. И о том, что ночью на пляже оставаться запрещено, и об участившихся обвалах склонов, и о восьмистах ступеньках, которые так трудно с непривычки преодолеть.
    Святогеоргиевский монастырь, местную достопримечательность и главный  ориентир, Стрельцов увидел издалека. А вот и первые ступеньки, еще имеющие поручни. Дальше огорожи, похоже, нет. Ладно, не страшно!
    Возле крайней ступеньки накренился предупредительный щит: «Спуск запрещен. Угроза обвала». Игорь какое-то мгновение колебался – черт, надо было послушать хозяйку, сейчас на пляж можно добраться катером. Затем он увидел медленно поднимающихся вверх отдыхающих, потных и задыхающихся от усталости. Те громко бранились и давали торжественную клятву десятой дорогой обходить это место…
    Игорь отбросил сомнения и начал спуск.
    

    ***
    

     Казалось, ступенькам не будет конца. Тем более, они совсем не напоминали то, что рисовало воображение – монахи, соорудившие для себя «тропинку» к морю, не слишком заботились о комфорте. Оно и понятно, аскету к трудностям не привыкать. Но, черт побери, когда на крутом полуразрушенном выступе помещается лишь один человек, навстречу идут люди, да еще и в спину кто-то дышит, спуск превращается в адское испытание. Плюс, ко всему, рюкзак за спиной, который с каждым шагом становится все тяжелее, да болезнь внутри, прилично подточившая силы.
    Игорь периодически останавливался, забирался в тень можжевельника и садился на пологий песчаник, пытаясь восстановить дыхание или, хотя бы, унять дрожь в ногах. Мимо проходили люди, давая повод для оптимизма – вон, даже старушки не сдаются и умудряются преодолеть преграду. А он, довольно молодой и…
    И не совсем здоровый мужик…
    Хор цикад в зарослях создавал неимоверный звуковой фон этому удивительному месту, одному из немногих сохранившихся памятников природы. А далеко внизу, до самого горизонта, раскинулась голубая гладь моря со Скалой Святого Явления, увенчанной семиметровым деревянным крестом…
    Нет, восемьсот ступенек – не слишком большая преграда, если идешь к мечте. Вставай, доходяга, половина спуска уже позади!
    Игорь сам не поверил, когда ступеньки закончились. Удивленно посмотрел вверх. Все-таки, он молодец, преодолел такой крутой склон. Думать о том, что придется подниматься обратно, не хотелось.
    Впрочем, еще неизвестно, чем завершится ночная морская прогулка…  
    Людей на пляже осталось совсем мало, да и те потихоньку паковали свои полотенца и зонтики.
    Один парень довольно долго смотрел на мужчину, накачивающего резиновую лодку, затем пожал плечами и отправился к месту подъема. Хотел предупредить, что оставаться нельзя? Так Игорь грамотный, читать умеет. Интересно, раз есть запрет на ночевку, кто-то контролирует его выполнение? Чего доброго, точно погонят прочь. С другой стороны, он сейчас спустит свой челнок на воду. А оставаться ночью в море никто не воспрещал!
    

    ***
    

     Солнце на юге опускается за горизонт очень быстро. Казалось бы, только что оно прикоснулось к морской поверхности, а вот уже над водой остался лишь небольшой серп. Еще чуть-чуть – и светило полностью исчезло, закрасив закат всеми цветами радуги.
    Игорь отпустил закрепленные в уключинах маленькие весла, лег, заложив под голову руки. Глубокая синева еще не сменилась черным бархатом ночи. Звезд тоже пока не видно. Но они вскоре появятся. И тогда можно будет прыгнуть в мягкие объятья морских волн.
    Дельфины появились неожиданно. Стайка из пяти животных, издавая короткие фыркающие звуки, окружила челнок. Выходит, зазывалы на морские прогулки говорили правду – бухты стали чище и дельфины все ближе подплывают к побережью.
    Они не приближались настолько, чтобы можно было прикоснуться к темным глянцевым спинам. Но и уплывать явно не собирались. Игорь понимал, что это не дрессированные животные в дельфинарии. Он любил полистать научно-популярную литературу и знал – в дикой природе дельфины ведут себя как хозяева моря, могут иногда воспринять вторжение на их территорию довольно агрессивно.
    Но разве это важно, когда рядом скользят в пространстве такие прекрасные мощные тела?
    Хотя ночь уже полностью вступила в свои права,  Игорь хорошо видел своих попутчиков – света месяца и звезд вполне хватало. Он опустил ноги за борт. Теплая волна приятно коснулась пяток. Уже не сомневаясь, Стрельцов мягко скользнул вниз.
    В родном городе Игорь часто ходил на речку, так что плавал довольно прилично. Вот и сейчас, сильно взмахнув руками, он приблизился к самому крупному дельфину и слегка дотронулся ладонью до его спины.
    Удивительно: кожа оказалась совсем не скользкой, а теплой и какой-то бархатистой.
    Дельфин не отпрянул в сторону, и Игорь уже уверенно схватил спинной плавник животного…
    

    ***
    

     …Они мчались вперед, рассекая телами теплые пенящиеся волны. Лунный свет образовал длинную мерцающую дорожку, исчезающую где-то там, за горизонтом, и друзья устремились к месту, где она заканчивается.
    Вокруг – бурлящая от неистового движения вода и мощные фосфоресцирующие тела. И хочется лишь одного – мчаться сквозь пространство и время, забыв обо всем. Обо всех невзгодах, проблемах, болезнях. Чувствуя бешеную скорость, неимоверную легкость и счастье…
    Ощущение опасности резкой вспышкой пронзило мозг. Нет, только не сейчас!
    Игорь отпустил плавник, остановился и, покачиваясь на волнах, осмотрелся вокруг. Еще одна вспышка.
    Теперь он знал, где источник тревоги. Определенно, что-то нехорошее происходило на пляже, откуда Игорь начал свое морское путешествие.
    Уже не раздумывая, Стрельцов бросился к берегу…
    

    ***
    

     Их было четверо – два парня и две девушки. Веселые и беззаботные, они прыгали вокруг маленького костра, и, казалось, пребывали на верху блаженства. А пляж буквально заливала темная тягучая волна неотвратимой беды.  Игорь не знал, что случится, но ощущение того, что жизнь ребят на волоске, с каждой секундой крепчало. Надо их предупредить, заставить уйти отсюда!
    Стоп, когда-то давно это уже было. Он пытался уговорить таких же молодых людей внять чувству самосохранения.
    «Они не уйдут», – с тоской подумал Игорь. – «Они просто не поверят. А если даже поверят, парни не захотят показать девчонкам, что испугались призрачной опасности. Тем более, похоже, они успели выпить…».
    Стрельцов растерянно осмотрелся по сторонам. А что, если…
    Игорь оглянулся туда, где продолжали резвиться между волн его новые морские друзья. Затем, отбросив сомнения и, стараясь унять дрожь в голосе, громко окликнул ребят…
    

    ***
    

     Спасательные работы продолжались уже несколько часов. Ночной обвал берегового склона на Фиоленте поднял на ноги весь Севастопольский горно-спасательный филиал МЧС. К счастью, кажется, обошлось без жертв. Со Скалы Святого Явления сняли четверых перепуганных искателей приключений, рассказавших немного неправдоподобную историю своего спасения. Впрочем, в экстремальной ситуации беднягам могло всякое померещиться…
    Игорь стоял на борту катера отряда Морской охраны, облокотившись на поручни, смотрел на море и улыбался.
    Ему тоже досталось от спасателей – чего, мол, болтался в утлом суденышке по ночному морю. Впрочем, это мелочи.
    Стрельцов поражался тому, как легко сейчас было на сердце. Возможно, от воспоминания своей ни с чем несравнимой прогулки волнами. Возможно, оттого, что сумел спасти четыре жизни.
    Все оказалось так просто. Когда человека нельзя заставить что-то сделать силком, его можно увлечь в процесс игрой. А кто же откажется поиграть с дельфинами в море?!
    Да, он просто крикнул: «Смотрите, дельфины!». Затем, показывая пример, первым бросился к животным. Ребята не заставили себя ждать. С веселыми криками устремились в воду и, визжа от восторга, вцепились в спинные плавники. А затем – короткое путешествие к одинокой скале, громкий грохот обвала и выражение ужаса на лицах спасенных, которое не могла скрыть даже ночная тьма.
    Их оставили на каменном выступе, внизу. Похоже, забраться повыше, к кресту, у шокированных ребят уже не было сил. Игорь с дельфинами отправился в открытое море, и четыре фигурки, едва различимые в лунном  свете, постепенно пропали из вида…
    События прошедшей ночи настолько ярко запечатлелись в мозгу, что Стрельцову казалось – это произошло только что, минут пять назад. А вот как он вернулся в свой челнок, вспомнить не мог… Впрочем, это неважно. Сейчас необходимо как можно быстрее добраться до Нади. Она, наверное, слышала о происшествии, теперь волнуется.
    И вообще, надо уезжать и готовиться к операции. Почему-то, Игорь уже не сомневался в ее положительном завершении. И нечего раскисать – жизнь продолжается!
    

    ***
    

     Надя встретила его молча, но слезы, застывшие в красных от бессонницы глазах, не давали повода сомневаться – пережить эту ночь ей было нелегко. На столе в прихожей стоял холодный завтрак, а диктор в телевизоре, на каком-то  местном канале, рассказывал о событиях, потрясших Фиолент.
    Игорь, прижав к себе Надю, гладил и целовал ее волосы, а сам не мог оторвать удивленный взгляд от происходящего на экране. Там, как раз, давал интервью один из спасенных.
    Странно, но, если верить его словам, кроме четырех ребят, других людей на побережье не было.
    Своему удивительному спасению потерпевшие обязаны лишь стайке диких дельфинов…

  Время приёма: 15:27 14.10.2012

 
     
[an error occurred while processing the directive]