20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Вадим Соколенко Число символов: 12589
25 Эволюция, Хочешь мира... Финал
Рассказ открыт для комментариев

o039 Номер семь


    Маришка нервно металась в герметически закрытом боксе, и ее мало волновало, что генетическая карта мыши на девяносто девять процентов совпадает с человеческой.
    Ну, почти совпадает.
    Что с того. Ведь сейчас данный факт совсем не помогает. И эти самые люди безо всякого сочувствия, а с очень даже сухим научным интересом наблюдают за беспокойными передвижениями перепуганного зверька. Особенно, тот седой дяденька, нацепивший очки в роговой оправе.  Того и гляди, прилепится ученой физиономией к прозрачной стенке экспериментального ящика.
    Маришка – уникальный экземпляр линии SRS81F2 под номером семь, с повышенной чувствительностью к космическим лучам определенных характеристик. Единственная из пятидесяти отобранных для эксперимента животных, оставшаяся в поврежденной после аварии клетке – автомобиль, перевозивший ценный груз из одной лаборатории в другую, так и не добрался до пункта назначения.
    По иронии судьбы, братцы и сестрички Маришки вносят сейчас генетическое разнообразие в мышиную популяцию окрестностей академгородка. А Маришка – будущее межгалактических космических путешествий. К тому же – модель эволюционного развития нашего мира. Это если эксперимент пройдет успешно.
    А если нет…
               

    ***

    Эти взрослые дядьки совсем бессовестные. Им что, нету кого больше мучить? Чтобы не был такой милый и пушистый. Вот закроются завтра с мышонком в своей лаборатории. И дед Коля с ними заодно. А еще рассказывает, что любит и сделает все-все, чтобы Иришка была счастлива.
    Ира надула губки и тяжело вздохнула. Никто не понимает ребенка!
    Мама все время занята, только обещает поиграть, рассказать сказку, сходить куда-нибудь. А напомнишь – «подожди», «нет времени». С дедом Колей легче – его можно уболтать даже на такие дела, которые мама строго-настрого запрещает. Стоит только нахмуриться и надуть губы. Как сейчас.
    Только сейчас никто не видит.
    А если еще и слезинка капнет – все, считай, дело сделано. Дед классный! И такой умный – знает обо всех и обо всем. Особенно, о разных зверях и как они появились на Земле. Это у ученых называется «Эволюция».
    Дед много рассказывает об эволюции. А вскоре вообще докажет, что она существует, а не придумана дядькой с фамилией Дарвин. И поможет ему в этом мышка Маришка. Она тоже классная. И никогда не отказывается играть. Особенно, если поводить перед носиком кусочком сыра или печенья.
    Правда, дед запрещает мышку кормить. Она на научной диете. Но когда никто не смотрит… Ведь можно хоть немного побаловать пушистую подружку?
    А папа… Иришка его никогда не видела. Нет, видела, конечно, на фотографиях и видео. Но он улетел в космос и никак не возвращается. Мама может долго рассказывать о нем, какой он хороший, сильный и добрый.
    А потом прячется и плачет.
    Маришку тоже скоро заберут на какой-то эксперимент. Дед Коля  говорит, что она поможет людям летать далеко-далеко. Еще дальше, чем улетел папа.
    Может, его смогут тогда найти?
    Но отпускать Маришку не хочется – с ней хорошо. Она все понимает. Как человек. Может, с ней произойдет эта самая эволюция, и она сможет разговаривать?
    Вот было бы классно!..
     

    ***
     

    Николай Петрович Карецкий нервно прохаживался кабинетом. Завтра решается все – и дальнейшее финансирование исследований, и судьба лаборатории в целом. Но главное – возможно, уже завтра будет получен первый конкретный ответ на вопрос, мучивший Карецкого всю сознательную жизнь.
    Каков главный механизм эволюции.
    Вопрос о существовании развития органического мира в среде ученых давно уже сняли. Была эволюция, и все тут. Даже сейчас происходит – вон, болезнетворные бактерии – типичный пример. Несколько лет применения сложных антибиотиков – и пожалуйста, появился новый вид, устойчивый к препарату. Да-да, именно вид!
    Николай Петрович вздохнул. Позади годы упорного труда, а вопросов не стало меньше. Достаточно вспомнить картинки из школьного учебника: развитие эмбриона, когда у него постепенно проявляются признаки предков. Почему развитие останавливается на определенном этапе? Нет, речь, конечно не идет о всех без исключениях существах. Но на одном эволюционном уровне, тех же млекопитающих – почему? Почему, например, мышь, у которой довольно большое количество сходных с человеческими генов, не развивается дальше?
    Почему Маришка не стала человеком?
    Карецкий улыбнулся. Как Ира привязалась к этому мышонку! Маришка тут уже пять дней, а внучка души в ней не чает. Приходит каждый день в лабораторию, расспрашивает. Николаю Петровичу сначала сложно было объяснять какие-то мудреные научные феномены. А потом оказалось, что примитивничать не стоит – девочка в свои пять лет отлично все понимает. Перекручивает, конечно, информацию на детский манер, но ведь в целом суть сохраняется.
    Как бедная Иришка отреагирует на то, что любимой мышки больше с ней не будет… И так ребенок растет без отца.
     

    ***
     

    Все живое не может развиваться без космических лучей… Такая гипотеза появилась еще в конце двадцатого века. «Полная чушь!» – категорически высказались по этому поводу ведущие генетики. – «Где результаты повторных экспериментов?».
    Карецкий был тогда увлеченным наукой подростком, свято верившим – именно определенное облучение запускает работу тех или иных генов. Мечтал: подрастет и всем докажет свою правоту.
    Действительно, зачем живым организмам то, что принято называть «генетическим мусором»? А выражаясь ученым языком, некодирующие последовательности ДНК? И почему они практически полностью совпадают у некоторых млекопитающих?
    Карецкий не сомневался – именно эта «мусорка» таит  в себе возможность к дальнейшему развитию организма. Надо только подобрать ключ.
    Таким ключом, своеобразной «экзешкой» закодированной программы, по мнению Николая Петровича, были определенные космические лучи. К сожалению, косвенным подтверждением гипотезы стала трагедия в жизни дочери профессора Карецкого, Галины.
    И любимой внучки Иришки…
     

    ***
     

    Это невыносимо тяжело – стать вдовой в двадцать пять лет.
    Особенно, когда ждешь ребенка.
    Саши не будет несколько месяцев – с этим Галина смирилась, привыкнув к трудностям и невзгодам офицерских жен. Но с тем, что никогда больше не увидит мужа …
    Проклятая служба! И проклятая наука, сделавшая возможным тот злополучный полет! Тем более она, Галина Карецкая, лично принимала участие в подготовке знаменательного космического путешествия.
    Хотелось уехать куда-нибудь подальше и все забыть. Заняться воспитанием ребенка. Но совесть не давала этого сделать. Карецкая решила – приложит все силы, чтобы трагедия не повторилась. Чтобы жены не теряли мужей, а дети отцов.
    Она останется в лаборатории отца и найдет способ защиты от беспощадного космического облучения.
    Отец скрывает, что случилось на «Витязе», корабле, увезшем Сашу в неизвестность. А ведь он что-то знает. Не может быть, чтобы генерал Анисимов, старый друг отца, утаил все детали происшествия…
    Завтра тяжелый день. Надо будет уговорить Иришку остаться с бабушкой. А сегодня? Дать ей попрощаться с мышонком, или лучше придумать добрую сказку о космическом путешествии Маришки?... Будто, она улетела на поиски папы. И они вернутся вместе. И все заживут весело и счастливо…
    Галина смахнула со щеки предательски скатившуюся слезу и вздохнула.
    Надо быть сильной.
    Завтра – тяжелый день…
     

    ***
     

    Откуда берется это излучение? Из каких глубин космоса? Похоже, главный источник – пресловутые «черные дыры». Выходит, именно они влияют на развитие земной жизни? И, в то же время, не дают ей покинуть пределы солнечной системы. Или…
    Николай Петрович закрыл глаза и попытался расслабиться. Переключить внимание на что-то безобидное и приятное.
    Нет, не получается.
    Итак… Не дают покинуть солнечную систему?
    Женька Анисимов так и не рассказал в деталях, что же произошло на «Витязе». А еще старый друг, за одной партой сидели. Как же, военная тайна!
    Не прав ты, генерал, ох как неправ!
    Еще утешал: хорошо, мол, что корабль исчез. В таком виде… Одним словом, лучше, если для Гали и Иришки Саша будет пропавшим без вести.
    Почему лучше? Какими увидел Центр космонавтов во время последнего сеанса видеосвязи?
    Может быть, у земных существ все же есть запас прочности для дальних полетов в космосе? И сохраняется он в том самом генетическом мусоре.
    Только, пробудившись, эти гены превращают земной организм во что-то, приспособленное к иным мирам. Так сказать, быстротечная эволюция.
    Может быть, «Витязь» еще бороздит просторы космоса со своим экипажем.
    Человеческим экипажем?
    Как знать…
    Николай Петрович поправил очки, пододвинул к настольной лампе лабораторный журнал и начал внимательно изучать отчеты за последние две недели.
    Да, возможно, завтра удастся вживую увидеть то, что произошло на «Витязе» почти шесть лет назад.
    Вот только в кого превратится лабораторная мышь SRS81F2 под номером семь?
    Такая любимая внучкой мышка Маришка…
     

    ***
     

    В этих пластиковых баночках – защита человека от ужасов космоса. Это в будущем. Испытания пока проведены лишь на лабораторных животных.  Разноцветные капсулы с разнообразной маркировкой, обозначающей то или иное протекторное свойство.
    Зеленые и синие.
    Галина задумчиво перебирала баночки с препаратами. Когда же удастся подобрать наиболее оптимальное соотношение компонентов? Какие капсулы провзаимодействуют синергически, с максимальным защитным эффектом?
    Галина отвлеклась от работы и погладила светлые мягкие волосы прижавшейся дочурки.
    Да, своеобразное детство у бедного ребенка – практически все время проводит в лаборатории. Но Иришка не жалуется. Похоже, ей тут довольно уютно. Что ж, дети быстрее адаптируются к нудным для них условиям и умудряются найти себе развлечение.
    – Мама, а мышкам нравятся твои пилюли?
    – Да, милая, они очень полезны для мышек. У тебя глазки усталые. Может, поспишь немного?
    – Нет. Я грущу за Маришкой. Можно с ней сегодня поиграть?
    – Думаю, да, милая. Сейчас вот покормлю мышек и отведу тебя к дедушке в лабораторию.
    – Хорошо. А можно мне посмотреть пилюли?
    Галина занялась животными, временами наблюдая, как Ира внимательно, копируя маму, рассматривает баночки.
    Ну вот, еще один ученый в семье растет…
     

    ***
     

    Мощные генераторы окружали центральный бокс с прозрачными стенками, готовые по легкому нажатию кнопки обрушить на объект испытания дозированный поток космических лучей.
    Разработка отдела радиационной инженерии, детище нескольких лет кропотливого и целенаправленного изучения данных, полученных в момент катастрофы с «Витязя». Да, эти генераторы формировали лучи, максимально схожие с теми, под которые попал экипаж пропавшего корабля. Мощность, конечно, значительно ниже. Зато пучок сконцентрирован на мишени. К тому же,  генетики тоже потрудились, создав высокочувствительную линию лабораторных мышей. Биологи отбирали потомков именно тех экземпляров, у которых, после разных видов облучений в низких дозах, происходило наибольшее количество изменений в некодирующей части генома.
    К сожалению, сейчас испытания проведут на единственном животном. Остальные потеряны при транспортировке. Неприятный случай, он еще аукнется беспечному обслуживающему персоналу.   
    До эксперимента –  пять минут!
    Профессор Карецкий отдает последние распоряжения, и рабочая группа занимает свои места. Лишь Николай Петрович остается у бокса, скрестив руки на груди и нахмурив седые брови.
    В боксе беспокойно метается серая зверушка, предчувствуя что-то опасное и необычное.
    Эх, мышь… Если бы твои родственники не разбежались! Старый профессор пошел бы против всех своих многолетних научных убеждений и отдал тебя любимой внучке. Но сейчас слишком многое зависит от этого мышонка.
    Прощай, Маришка…
     

    ***
     

    Ира, подложив ручки од голову, сладко спала и улыбалась чему-то во сне. Вчера дедушка вернулся из лаборатории какой-то взъерошенный. Иришка всегда угадывала настроение деда, а сейчас вдруг растерялась. С одной стороны, дед был чем-то расстроен. Но, при этом, в усталых глазах за стеклами очков читалось облегчение.
    Все же, Иришка очень обрадовалась деду. Дед пришел с подарком. И каким!
    В маленькой клетке сидела серая мышка и доверчиво тянула к девочке любопытный нос.
    Маришка!
    А еще дед сказал, что Маришка теперь останется с Иришкой.
    Навсегда!
    Сейчас мышь деловито устроилась на столике, у дивана со спящей девочкой, и внимательно принюхивалась. Нет ли поблизости тех замечательно вкусных разноцветных капсул, которыми Ира угощала вчера, за несколько часов до эксперимента?
    Зеленых и синих.
    Нет. Придется довольствоваться кусочком сыра.
    Перекусив, Маришка забралась на плечо спящей подружки, немного повертелась и, удобно устроившись, закрыла глаза.
    А что? Имела полное право.
    Ведь на девяносто девять процентов ее генетическая карта совпадала с человеческой…

  Время приёма: 21:15 10.07.2012

 
     
[an error occurred while processing the directive]