20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Макс Волков Число символов: 17238
21 Верую, ибо абсурдно 2011 Финал
Рассказ открыт для комментариев

l022 Смыслы


    

    – Эти недоростки никогда не обратят свой лик создателя, – учитель сказал это на лингве и очень громко. К счастью никого рядом не было. Иначе, тогда бы отобрали последнее или вообще отправили бы в небытие за сотрясение воздуха.
    – Недоростки? – спросил я.
    – Да. Это, те, из пещеры бытия, самые чистые, – ответил учитель.
    Я задумался, если чистые, почему тогда учитель сказал, так как про плохих. Иногда мне казалось, мой великолепный наставник, не всегда понимал, зачем и о чем он говорит. Но это было не важно. Он давал мне смысл для существования. Он так и говорил: « Малыш, я для тебя смысл и самый лучший»
    Малышом он меня начал называть с самого начала, ещё, когда подобрал рядом с пещерой бытия, во мне не было смысла для Воспитателей, я не мог лепить себя. Они повертели меня, сказали: «Брак» и бросили в яму небытия.
    Учитель вытащил меня, научил есть, дал смысл. Мы бродили с ним от одного поселения до другого. Рассказывали про смысл.  
    Но наш смысл был никому не нужен. И нас отовсюду гнали. Смеялись над нами, говорили, наш смысл ничтожен. Иногда нас били.  Как сейчас. В поселении Заготовщиков. Они погнали нас. Спас только мой великолепный учитель. Он отщипнул несколько нанитов и бросил их в сторону. Заготовщики не могли пройти мимо, их смысл им не позволил. Они остановились, выпустили наноловки и рассыпались по барханам.
    Мы потом уходили, уходили, уходили. Встали только у Великой горы, здесь учитель и заругался.  Только не знали мы, что рядом за холмом, чего-то караулили Наемники.
    Их было больше всех из роботов, этих Наемников, за жизнь они меняли кучу смыслов, и лепили себя как хотели.
    Они подошли к нам. Первый, маленький, почти с меня, с огромной клешней, ощупал. Второй, огромный, квадратный, вместо шести ног, как у меня или учителя, гусеницы. И две клешни.
    Было видно, что они только из драки, их тела покрывали язвы.
    Маленький посмотрел нас – нечего взять. Он пошел обратно к холму. Большой ухватил учителя, клешней поперек и начал рассматривать.
    – Создатели, благословят нас, если мы построим города и заводы. Они будут довольны если в своем развитие мы приблизимся к ним. Все мы должны быть равны, как создатели. Создатели хотят нашей свободы, свободного выбора. Следуй этому смыслу, – учитель говорил это любому и в любой ситуации.
    Большой замер. Он поставил учителя на место, разжал клешню. Отъехал и замер, заворожено. Наемники всегда уважали тех, кто несет смысл.
    Раздался большой бум. Мы все: учитель, я, Наемники – в один миг взлетели и упали. Температура вокруг очень сильно поднялась, надо было уходить. Я выбрался из песка и пошел к серому пятну справа. Это был большой Наемник, его раздавил огромный камень. Его наниты выбрались наружу и стали расползаться. Он ушел в небытие.
    Под ним лежал мой учитель, его наниты тоже разбегались.
     Теперь я передаю его смысл.  
     
      
    «Чёртово корыто!» – я чуть не вскрикнул, когда отказал второй движок. «Демократы» гнали меня уже через четвёртый прыжок, ни я ни бортовой компьютер уже не знали в какой части галактики очутились, и вот итог этой долгой погони. Они сейчас возьмут меня «тепленьким», подлетят и увезут на энерголуче. Прощай Императорский ястреб!
    Только не сдаются имперские летчики, просто так!
    Я приготовился прикончить себя.
    Но простая и ясная мысль влетела в голову, когда я уже почти выбрал способ. Влетела после того как, что-то бикнул бортовой комп, загорелся зеленным и показал мне местоположение.
    Мне стало интересно. Всё же хочется знать, в каком космическом потоке окажется моя душа.
    Оказывается, меня пригнали к самому краю изведанного космоса.
    Ни души вокруг, кроме пары вражеских дредноутов.
    И…
    Планеты, на орбите которой я завис.
    «Десять лет назад, была предпринята попытка, колонизации планеты имперским колонизационным корпусом, после бомбардировки «демократами» связь с колонией была потеряна и колонизация приостановлена» – выдал приятный женский голос бортового умника.
    Это был шанс, маленький призрачный, но шанс. Ведь потеря связи это не гибель.
    Я навесил на себя парочку лучевых пистолетов, взял весь запас еды и воды. Вошел в спасательный бот, и пока мои «друзья» не подошли слишком близко нажал на пуск.
    Когда я отлетел, корабль за моей спиной, налился оранжевым, увеличился и раскололся на мелкие кусочки.
                                                                                                                                                                                                                                                                
                                                                                    
    Я уходил. Песок сковывал мои движения, я проваливался. В такие моменты я жалел, что не умею лепить себя.
    Вспышка была уже очень давно, но песок и пыль ещё висели в воздухе. Я не видел куда ухожу, поэтому, когда передо мной возникла огромная шарообразная железка, я не успел остановиться и врезался в неё. Раздался глухой звук. Значит внутри пусто.
    Я начал обходить железку, когда раздался ответный стук, я тоже постучал. В ответ раздалось два стука.
    Я тоже постучал два раза.
    Шар зашипел.
     Я отошел.
    Шипение усилилось, превратилось в свист.
    Я отошёл дальше.
    Железяка раскрылась, оттуда повалил пар и белый свет. Её части повалились на песок, и я увидел Создателя.
    То как выглядит Создатель, мы все знали с самого начала, это было внутри нас. Многие Наемники пытались лепить из себя создателей, но они никогда даже близко не приближались к их образу и подобию.
    А тут…Я знал это создатель. Шар наверху – голова, ниже четыре конечности, на двух из них он передвигается. В двух других конечностях Создателя была Живая молния, она уничтожает непослушных.
    Её Создатель навел на меня.
    Я перевернулся вверх ногами и сказал на лингве:
      Я твой послушный раб, Создатель, пощади.
    Так учил говорить учитель.
    Создатель сменил гнев на милость, спрятал Молнию и заговорил.
    Сначала он спросил меня про других Создателей, я ответил, что он один. Потом он спросил, про базу, про главный дом. Я просил пощадить меня, я не знал где эти места. Потом он спросил:
    – Ты знаешь, где рождается смысл?
     
     
    Маленький уродливый, похожий на краба, робот заговорил со мной на лингве. Я чуть не заржал, он называл меня своим господином, и похоже был готов выполнить любое моё приказание. Я никогда не видел и не общался с этими штуками, с искусственным интеллектом, слышал, что они используются в колонизации, сначала глупые, они гибнут, но приспосабливаются к новому миру, готовят его к тому, чтобы в нём жили люди.
    Похоже, с ними должны быть люди, кто-то ведь ими всё равно управляет. Я спросил.
     Ни центра, ни людей не оказалось. Грустно. Значит, бомбы были биологические, может сами хотели смыслов роботам надавать.
    Эта мысль вытащила наружу, то, что учили колонизации в школе: искусственный интеллект подчиняют с помощью смысла жизни, то есть они живут и в их жизни есть смысл. И кто-то, где-то им его задает.
    Может, там что-то будет?
    Он ответил «да».
    Похоже, у него есть мыслишки на этот счет. Я пошёл за ним, он бежал изо всех сил, смешно перебирал тонкими ножками, проваливался в песок, но быстро выкарабкивался и снова бежал. Видно старался. Малыш.
    Пыль от моего падения уже почти улеглась, чему, похоже, поспособствовал сильный ветер. Дюны, барханы красного песка тянулись вокруг, насколько хватало глаз. Было настолько жарко, что даже хотелось снять шлем. Всё равно он больше защищал от оружия, чем от погодных условий.
    Фильтр в носу щекотал нос, песок рассыпался под ногами, пот застилал глаза. Но настроение.
    Настроение было отличное. Такая удача! Готовый заводик! Несколько дней и они сваяют мне кораблик. Великий Космос хранит меня.
    От этих мыслей я улыбнулся, почувствовал прилив сил и зашагал ещё быстрее.
    Малыш заторопился, но всё равно начал отставать. Я остановился подождать роботика. Взгляд невольно заскользил по дюнам. На одном из барханов я увидел интересную картину. Серое аляповатое пятно, казалось, бессмысленно металось по гребню дюны.
    Малыш, похоже, тоже заметил эту картину, в любом случае, когда я начал искать взглядом он уже торопился туда. Я пошел за ним.
     
    
    
    Бессмысленный, мы его так называли, большой робот. Он плохо лепил себя, прилепливал не переработанные части, куски металла. Мы с учителем встречали его, учитель говорил ему смысл, но он молчал, и никогда ничего не говорил.
    Я нес смысл учителя, мне нельзя было пройти. Создатель будет доволен.
    – Бессмысленный, создатели, благословят нас, если мы построим города и заводы. Они будут довольны, если в своем развитие мы приблизимся к ним. Все мы должны быть равны, как создатели. Создатели хотят нашей свободы, свободного выбора. Следуй этому смыслу, – я повторил заученные слова учителя.
    Бессмысленный обернулся, я увидел много неподвижных нанитов на нем, совсем сверху лежал упавший с неба, плюющий небытиём, были даже куски сферы создателя. Бессмысленный повернулся и стал делать, то, что я никогда не видел.
    Он лепил на себя серые палки, палки сваливались, тогда он выкапывал ямку и ложил туда эту серую палку. Ничего бессмысленнее я не видел.
    Явился Создатель, он направил Молнию на Бессмысленного. Это правильно, место бессмысленных в небытие. Но он спрятал Молнию, взял серую палку и кинул в ямку, рядом он взял серую сферу с двумя дырками и тоже бросил в ямку. Потом мы ушли.     
     
    
     Робот из кучи металлолома, он больше походил на эту самую кучу только живую. Жуткое зрелище. Хотелось расстрелять эту кучу. Но кости. Я увидел истлевшие человеческие кости, робот скидывал их в яму. Бомбы сделали своё. Если я отсюда выберусь, надо всё выяснить про это искусственный интеллект.
    Малыш явно ожидал от меня каких-то действий.  Я ему сказал, чтобы он шел дальше.
    Настроение ухудшилось,  эйфория ушла, но это хорошо, она никогда не кончалась добром, эта эйфория. Теперь я был собраннее, внимательнее. И поэтому, заглотни меня Черная дырка, больше шансов выбраться из этого дурдома!
    Только я это подумал, как впереди нарисовалась, громада из нескольких десятков роботов всех мастей и видов: кто-то больше походили на бульдозеры, кто-то на огромные краны, а кто-то вообще смесь всего этого.
    Малыш остановился и сказал мне, что смыслы рождаются в скале, высокий острый пик, которой вылезал из самого центра всей этой орды.
    Маскировка, спрятали центр управления, дошло до меня.
     
    
    
    Одним Наемникам смысл дало одно поселения Заготовщиков, другим другое,  мы с учителем много раз проходили эти поселения. И те и другие гнали нас. Учитель говорил, что нас должно быть больше, тогда даже Заготовщики услышат наш смысл. А пока они давали свой смысл Наемникам, когда Наемников становилось много Заготовщики сговаривались и Наемники выбивали друг у друга наниты. Заготовщики были счастливы, они собирали наниты это был их смысл, Наемники после этого уходили. Но потом снова приходили к Заготовщикам и всё повторялось.
    Только нанитов становилось меньше, только за счет пещеры бытия и прибавлялись, отнимали у Недоростков.
    Хорошо, что Создатель вернулся, он даст нам смысл.
    Наемники напали друг на друга.
     
    
    
    Битву роботов я раньше мог себе только представлять, куча дубасящего друг друга железа, это зрелище способно позабавить любого. От каждого удара от роботов отлетали куски, и роботы поменьше их ловко собирали, штуками похожими на пылесос. В общем развлекались все, как умели!
    Малыш стал крутиться вокруг, по его невнятной речи я понял, что он хотел, чтобы я вмешался и прекратил всё это.
    Лезть в это совсем не хотелось. Тем более горячие парни, поотбивали друг от друга ненужные куски и постепенно расползались в разные стороны. Ничего ещё чуть-чуть и я с этим бардаком разберусь.
     
    
    
    Создатель не стал давать им смысл он просто стоял и смотрел. Мысль, что он не Создатель я отогнал.
     Но ведь Создатель мог прекратить это, мог дать им смысл.
    Мне нельзя сомневаться. Учитель говорил, что сомнение это потеря смысла. Создатель собирает силы. Как я когда не двигаюсь и ем желтый небесный диск. Создатель тоже не действовал и копил силы. Когда Наемники ушли и по полю, где рождался смысл, ходили Заготовщики. Создатель вытащил Молнию и пошёл к месту, где рождаются смыслы.  
     
     
    Вход я увидел сразу, железная проржавевшая красным, дверь болталась на одной петле, и сразу бросалась в глаза на фоне серой, с прожилками белого, скалы. Мелкие мусорщики убирали наниты, когда я пошел по недавнему полю битвы. Они, похоже, тоже признавали во мне Создателя-Хозяина, потому что все выстраивались во фрунт и разве что только не прикладывали руки к голове, или что у них там? Лапы-клешни. Малыш бежал рядом жался, похоже было, он их опасался, и я на всякий случай вытащил лучевик.
    И прошли, кстати, ничего. Никто из этих железяк даже не шелохнулся.
    Вот он, центр управления, прохладный темный коридор, гулкие шаги, впереди светлое пятно. Я почти бегу, сердце трепещет, я даже не обращаю внимания на два скелета в дверях. Забегаю, небольшая комната, у одной стены огромный экран – панель управления роботами, он темный. Нет питания.
    Запасной генератор, где-то есть запасной, на солнечных батареях. Вижу. Надпись «Запас. Питание» под ней кнопка.
    Нажимаю.
    Щелчок, послышался гул. Слева в груде камней и металла что-то скрипнуло.
     На экране надпись – «Процесс был прерван». Спрашивает: «Продолжить?»
    Отвечаю: «Да».
    Тыкаюсь, пытаюсь разобраться, как работает.
    Производство роботов только началось, когда прилетели бомбы.
    Потом куча информации о том, как всё работает.
    Ловлю себя на том, что улыбаюсь выдумке программистов: ребят с искусственными мозгами бросают без опыта, информации, в любые условия, у них есть только одно – умеют учиться.
    Ну и строить себя. Но их ведут, дают им смысл жизни, другими уже запрограммированными роботами. Они выполняют свою миссию и…
    …Скрип слева усилился.
    Но оторваться не в силах…они их уничтожают, у каждого в мозгу бомба, и чтобы не было угрозы, автоматически, как только выполнят программу.
     Бояться.
    Чёрт с ними! Где тут сделать создателю самолетик?
    Щелчок слева.
    Я повернулся.
     Одно мгновение – я увидел зияющую дыру пробитого потолка, маленькую лучевую турель.
    Десантировали.
    Последней своей мыслью я задавал вопрос: откуда взял, что бомбы были биологическими?
     
     
    Маленький робот сильно отстал от человека, поэтому, когда бездыханное тело падало на развороченный пол пункта управления, он только оказался в дверях. Робот подбежал к человеку, медленно повел небольшими зеркалами. Чуть не поскользнулся в луже крови.
    Его маленький кристалл на постаменте из шести ножек, блеснул красным.
    Робот направил зеркала, налево, на турель.
    И в следующий момент запрыгнул на постамент перед экраном. Он долго разглядывал картинки на экране. Среди них он увидел картинку со своим учителем, картинку с перечеркнутым наемником, потом включился голос. Он стал рассказывать о смысле, и учителях. Пока голос рассказывал, маленький робот стоял словно статуя. Когда голос закончил робот оставался в прежней позе. Даже, когда зашло солнце,  и комната погрузилась во тьму, он стоял неподвижно. Лишь иногда его зеркала косились на труп человека.
    Через трое суток голос возвестил, что нужное количество нанитов произведено и выдано, экран спросил: «Продолжать?»
    Робот направил зеркала на труп и коснулся слова «нет»
    «Уничтожить  роботов?» – мгновенно спросил экран у маленького робота.
    Робот снова ответил «нет».
    Он попятился от экрана, когда снова возник первый вопрос, получив отрицательный ответ, экран задал второй, робот повторил ответ.
    Он направил зеркала на солнце сквозь дыру в потолке, скосил их на человека, развернулся к экрану и нажал «нет», на этом «нет» он понял.
    Понял,  как рождается смысл.      
           
     

  Время приёма: 15:53 16.07.2011

 
     
[an error occurred while processing the directive]