20:23 19.05.2023
Сегодня (19.05) в 23.59 заканчивается приём работ на Арену. Не забывайте: чтобы увидеть обсуждение (и рассказы), нужно залогиниться.

13:33 19.04.2023
Сегодня (19.04) в 23.39 заканчивается приём рассказов на Арену.

   
 
 
    запомнить

Автор: Неблагонадежный-2 Число символов: 15363
20 Берегите природу 2011 Первый тур
Рассказ открыт для комментариев

k034 Защита диссертации


    - В качестве источника энергии был выбран желтый карлик на окраине галактики – более мощные источники при такой тонкой работе ни к чему и даже вредны, а выбор звезды ближе к галактическому центру хотя и был бы удобнее для работы поначалу, но в дальнейшем, как будет показано, неизбежно привел бы к очень серьезным трудностям.
    На самом деле, чего там, пришлось брать то, что было, - это понимал не только сам Туан, но и его научный руководитель, и комиссия… но соблюсти приличия требовалось. Эх, если бы что-нибудь поближе к центру!.. никакие серьезные трудности не перевесили бы возможности постоянного контроля над развитием проекта… по расчетом, время полного цикла развития при этом составило бы втрое меньше нынешнего… Но ладно, даже теперь есть чем гордиться.

    - Планетарная система включает три крупных газовых гиганта – таким образом в основном решена проблема астероидной угрозы проекту – бОльшая часть появляющихся извне астероидов падает либо на них, либо непосредственно на звезду. Соответственно, малые планеты оказываются в относительной безопасности на время развития проекта. Собственно проект использует в качестве базы третью планету от звезды.

    - Позвольте вопрос, - председатель комиссии поднял щупальце, одновременно подкрутив другим колесико зрительного имплантанта, чтобы приглядеться к диаграммам. – Точнее, даже два. Во-первых, зачем вы вообще добавили в систему дополнительные малые планеты? Это усложняет гравитационную картину, мешает работе, да и вообще, честно говоря, выглядит довольно неряшливо. И второе: почему вы выбрали такой способ обеспечения астероидной безопасности? Он архаичен, громоздок, да и надежность оставляет желать лучшего…

    - Спасибо за вопросы, председатель. Они как нельзя лучше подчеркивают специфику моего проекта, но позвольте отложить ответ на них – на самом деле ответ тут действительно один – до конца моего доклада: там они будут смотреться уместнее, - ответил Туан. – А пока я продолжу.

    Он выдвинул шасси, переехал от диаграммы с изображением планетной системы к следующей, представляющей структуру, химический состав и другие характеристики третьей планеты.

    - Здесь можно видеть, - он протянул манипулятор к табличке в углу, отражающей доли содержания основных химических элементов в составе планеты, - что доля тяжелых элементов в составе планеты достаточно велика. Роль они имеют двоякую. Достаточно тривиальные расчеты показывают, что при такой начальной температуре, как показано вон на том температурном графике, сравнительно однородная поначалу планета довольно быстро начнет расслаиваться – в центра образуется ядро, состоящее большей частью из металлов, прежде всего железа, - Туан еще раз ткнул манипулятором в сторону таблички состава, - вокруг него – сложная, но в целом однородная мантия, а на поверхности – кора, содержащая больше легких элементов, но все-таки неизбежно при таком общем составе включающая и немало более тяжелых. Ядро и мантия несут прежде всего инерционную и теплосберегающую роль, для чего тяжелые элементы, конечно, удобнее, о коре же разговор особый… как вы понимаете, именно это и есть основная область развития проекта.

    В глубине зала послышался плеск – какой-то арктурианец высунул голову из воды. Звук доклада транслировался под воду, но водных микрофонов в новом аквариуме еще не разместили. Подняв правую ласту, он дождался, пока Туан вопросительно взглянет на него, и пророкотал:

    - Но позвольте, рационально ли использовать таким образом такое количество тяжелых элементов? Делать из них фактически грузило и грелку… не слишком ли? Почему не ограничиться было небольшой газовой планетой с составной плавучей корой, как это традиционно делается при конструировании планетарных кораблей малой грузоподъемности? Кстати, и с амортизацией при непредвиденных столкновениях ситуация будет лучше…

    Опять… ну почему не подождать конца доклада?! Туан почувствовал, что начинает злиться. Так, это сейчас совсем ни к чему… пусть они и не правы, нужно сохранять спокойствие.

    - Не соглашусь с вами. То, о чем вы говорите, актуально для планетарных грузовиков, перевозящих ископаемые и прочие не слишком нежные материалы… их и правда глупо было бы делать из того, что они и должны перевозить – на инх ушло бы куда больше материала, чем они способны перевезти… - в зале послышался характерный горловой смешок – откуда-то справа, где сидели кремнийорганики-вегийцы. - Но корабль, о проекте которого идет речь в данном случае, предназначен для пассажирских перевозок, а в этом случае цель амортизации не исчерпывается безопасностью довольно неприхотливых и, главное, сравнительно небольших планетарных двигателей. Первой заботой становится безопасность и комфорт пассажиров, а тут уж газовая планета – скорее сама по себе помехе, чем амортизатор. А главное, тяжелые элементы будут использоваться в качестве, как вы выразились, грузила и грелки только на начальном этапе конструирования – более длительном, но далеко не главном. О главном этапе будет речь, повторю, ближе к конц доклада, если только мне позволят до ней добраться, - под конец Туан, не удержавшись, все-таки огрызнулся. Арктурианец, впрочем, ответом удовлетворился и шумно нырнул обратно.

    - Продолжу. После остывания и затвердевания поверхности планеты в составе коры окажется практически полный набор стабильных химических элементов и даже некоторые радиоактивные изотопы. Большая часть кислорода и водорода окажутся связанными в виде воды и образуют покрывающий почти всю поверхность планеты теплый океан; атмосфера при этом будет состоять в основном из азота, метана, инертных газов и некоторых других примесей… подробнее можно посмотреть здесь, - Туан указал на следующую диаграмму, изображающую разрез планетной коры и атмосферы над нею. – При этом атмосфера окажется достаточно прозрачной для проникновения солнечной радиации… к чему это в перспективе может привести, думаю, ясно.

    - Углеродная жизнь! – не то изумленно, не то негодующе выкрикнул из задних рядов какой-то студент. Туан внутренне ухмыльнулся: отлично. Первым это произнес не он. Поглядев на онемевших членов комиссии, он продолжил:

    - Да, верно. Углеродная жизнь. Разумеется, ни для кого не секрет, что углеродная жизнь недолговечна, и из-за этого ее всегда считали непригодной ни для чего сколько-нибудь серьезного, кроме разве что целей примитивного химического синтеза… Но уточню: речь не просто об углеродной жизни, а о жизни белковой. Белки – в сущности, вершина углеродной химии, вершина до сих пор, можно считать, не покоренная из-за крайней сложности и вроде бы бессмысленности, о которой я уже упомянул. При этом всегда подразумевается, что белок используется в чистом виде как химический реагент – в этом случае, конечно, любая затея с белком оказывается крайне затратной. Я предлагаю принципиально другую идею: жизнь, полностью построенную на белках. Белки становятся конструкционным материалом и одновременно активным началом получаемой системы, преобразующим и использующим получаемую извне энергию, а любые другие вещества оказываются для них сырьем или побочным продуктом. Именно на белковой жизни я предлагаю основать работу всех систем планетарного корабля, кроме двигателей и силовой защиты.

    По залу прошел легкий ропот. Савот, заместитель председателя, недоуменно опустил жвалы – это дорогого стоило, обычно заметить его эмоции было невозможно. Ладно, дадим им время усвоить эту идею…

    - Путем довольно сложных расчетов, которые я сейчас приводить не стану, но с которыми каждый может ознакомиться в тексте диссертации, я достаточно точно установил начальный состав планетной коры, при котором образование белковой жизни становится в долгосрочных масштабах неизбежным. Вот результаты, - Туан щелкнул переключателем, выводя на экран новый набор диаграмм, и указал на первую из них. – Как можно видеть, получить такой состав вполне можно путем несложного регулирования геологических процессов. Теперь следующее. Белки, что с ними не делай, сравнительно плохо приспособлены для выполнения одной функции – надежного и компактного хранения информации, а без этого, очевидно, серьезно говорить о работе сколько-нибудь сложных корабельных систем говорить не приходится. Поэтому специально для хранения информации – как правило, о синтезе белков, - был разработан специальный тип углеродных соединений. Выглядит это примерно так, - Туан подъехал к следующей диаграмме. – Информация всегда дублирована и хранится в молекуле, закрученной в виде двойной трехмерной спирали постоянного радиуса. При наличии белковой защитной капсулы для этих носителей надежность и компактность хранения информации оказываются весьма высокими.

    - Но… - председатель ошеломленно протер линзу зрительного имплантанта. – Вы говорите – о синтезе белков, а как же быть непосредственно с информацией о работе систем?

    Туан снова удовлетворенно улыбнулся про себя. Главное случилось – первую из основных идей не отмели с порога как ересь, а уж в деталях он как-нибудь выплывет. Теперь бы еще допустили вторую…

    - Дело в том, что многие белки должны являться сигнальными. Вместо того, чтобы иметь их запас, удобно просто дозированно синтезировать в нужный момент – который опять-таки, кстати, определяется некими сигнальными белками… там образуются довольно сложные системы, сейчас, думаю, не стоит углубляться в подробности.

    - Однако! – председатель всхрапнул и осел, растекаясь по скамье; остальные члены комиссии попытались деликатно отодвинуться. – Оригинально…

    - Однако это только основа. Для систем корабля такой гибкий и многофункциональный материал, как белки, очень удобен, но нужно нечто большее, чем материал. В течение достаточно долгого периода белковая жизнь будет развиваться в
деталях хаотически, однако общий ход развития рассчитан — точнее, заранее сконструирован — достаточно хорошо. Большей частью организмы разделятся на две ветви — первую, собственно системы жизнеобеспечения, связи и некоторые прочие необходимые кораблю, и вторую, систему поддержания первой в работоспособном состоянии. Требуется еще один элемент — регуляторный механизм, с помощью которого можно было бы настраивать работу систем жизнеобеспечения. И вот тут я подхожу к еще одному пункту, который, возможно, покажется уважаемой комиссии неожиданным.
    Туан помолчал, оглядел насторожившуюся аудиторию, и произнес:

    - В качестве регулятора я намерен использовать расу белковых организмов, наделенную примитивным разумом.

    В аудитории мгновенно стало тихо — даже влажные всхлипывания младшего из членов комиссии, альтаирского болотного хрогла, прекратились, хотя дышать он без этого вроде бы не мог.

    - Согласен, это странно звучит, но я провел расчеты достаточно тщательно и перепроверил их несколько раз. Разум на белковой основе возможен, это факт. Желающие могут перепроверить — все расчеты приведены в тексте диссертации.

    Председатель негодующе зарокотал, и Туан быстро продолжил:

    - Разумеется, разумом то, что получится, можно назвать лишь весьма условно.
В самом деле, нельзя всерьез называть разумным существо, чья максимальная продолжительность жизни не может составить даже десятитысячной доли нашей! Однако выполнять простейшие осмысленные — на своем уровне, конечно, - операции, а главное, представлять и ощутимо менять картину своего мира в целом эти существа вполне могут быть способны. Пока что трудно сказать, из каких организмов они разовьются, но это точно должны быть существа из второй названной группы, подвижные, скорее всего, всеядные... впрочем, это уже детали, в которые нужно вникать дополнительно — желающие могут задать вопросы после окончания доклада или после защиты, в личном порядке... по расчетам, мир должен получиться довольно занятный — например, многие организмы будут служить материалом для жизнеобеспечения и постройки тела других... Сейчас важнее другое — эти разумные организмы будут способны в нужном нам диапазоне управлять системами корабля. Нам останется лишь управлять самими этими существами, что, разумеется, сравнительно просто, учитывая интеллектуальную разницу между ними и нами.
    Председатель наконец нашелся со словами:

    - Помилуйте, вы предлагаете узаконить рабство?!

    - Что вы?! - искренне изумился Туан; на этот вопрос ответ у него был готов давно. - Эти существа едва ли даже способны будут понять, что такое рабство, а главное — они даже никогда не узнают, что служат кому-то, кроме себя... Скрытое управление их обществом тоже уже проработано достаточно детально. Ведь главное для нас — состав атмосферы и вообще химическая среда корабля, верно? Кислород в любом случае нужен всем расам, которые вообще дышат, и его будет достаточно, а в остальном... разумеется, столь примитивная раса будет использовать химические источники энергии, а это позволит нам по желанию повышать в атмосфере концентрацию углекислоты, создавать или уничтожать слой озона в верхних ее слоях и так далее... а для баланса между этими тенденциями и обратными необходимо будет создать в их обществе мнение, что среду планеты необходимо по возможности сохранять в таком состоянии, в каком она была бы без их деятельности — главным образом промышленной. Это достаточно легко решаемая задача...
А в результате мы получим корабль, который, в отличие от всех ныне существующих моделей, может быстро и практически без крупного вмешательства извне подстраивать системы жизнеобеспечения под нужные параметры.
    - Но гуманно ли это?

    - О, уверяю вас, не менее, чем использование неразумных организмов... в конце концов, мои разумные при желании вполне сумеют создать себе справедливое и хорошо устроенное общество и жить в нем счастливо — во всяком случае, все возможности для этого им будут даны.
Тут, кстати, уместно будет ответить на один из ранее прозвучавших вопросов. Дополнительные малые планеты, о которых спрашивал уважаемый председатель, нужны именно моим разумным белковым организмам — поначалу как источник ресурсов, а затем, как знать, может быть, и для создания колоний с формированием среды, подобной привычной им. Во всяком случае, на вторую и особенно четвертую планеты я в этом смысле весьма надеюсь. Любопытно будет узнать, что у них получится... расчеты дают слишком большой разброс, чтобы о результатах можно было говорить серьезно. Да, и к другим двум вопросам. Астероидная защита при помощи газовых гигантов предпочтительна именно потому, что силовое поле, которое иначе пришлось бы использовать, закрыло бы моим разумным организмам путь с планеты, чего я совершено не хочу, и вдобавок навело бы их на мысли о существовании во вселенной чужого для них разума, что может привести к катастрофе всего проекта. А что до тяжелых элементов... все это — прежде всего первичные ресурсы для развития их цивилизации. Для нас она, скорее всего, непосредственно будет бесполезна, но как рычаг управления условиями на корабле — незаменима!
    В аудитории снова послышался ропот — изумленный, но, как показалось Туану, в целом одобрительный. Председатель продолжал смотреть на него, но уже без прежнего остолбенения — казалось, он пытается вникнуть в проблему с новой для него точки зрения.

    Кажется... да, победа! Аудитория, а главное, комиссия была его. Конечно, детали нужно еще уточнять и дорабатывать... собственно, этого он не в последнюю очередь и добивался — на самом деле расчетов нужно было сделать еще гору, и пары голов — Туана и руководителя — было явно недостаточно. Но главное было позади — идею рассматривают всерьез. А значит, он был уверен, в конце концов примут.

    Туан перевел дух и наконец позволил себе улыбнуться на самом деле, изогнув холодную, упругую нижнюю лицевую пластину.

  Время приёма: 16:28 14.04.2011

 
     
[an error occurred while processing the directive]