Титул НОВОСТИ ЖУРНАЛЫ И КНИГИ "АРГОНАВТИ ВСЕСВІТУ" О КОНКУРСЕ РБЖ-АЗИМУТ REAL SCIENCE FICTION ФОРУМ ПОИСК
Текущее время: 28.03.2024 14:28

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 95 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 01.02.2011 17:23 
ау...тут есть кто живой? :shock:


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 01.02.2011 17:26 
Не в сети
Домовой
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15.01.2011 17:34
Сообщения: 625
Откуда: Украина,Житомир
Наталия Это писал(а):
ау...тут есть кто живой? :shock:


Хотите добить?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 01.02.2011 17:31 
Пан Мышиус писал(а):
Хотите добить?

:lol: :lol: :lol:
да нет... просто поймать, так сказать для себя)) для личного пользования...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 03.02.2011 23:35 
Не в сети
Чечако

Зарегистрирован: 26.01.2011 14:07
Сообщения: 34
Откуда: Харьков-Ганновер
Леди и джентльмены, на вопрос "Есть ли кто живой?", отвечаю: пока да.

Что касается просьб просмотреть персонально чьи-либо рассказы, то эти просьбы излишни. Я прочел ВСЕ рассказы, написал на ВСЕ обзор, сейчас его вычитаю - и выложу не позже чем завтра. Но тут уж не обижайтесь, кто просил и кто нет.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 03.02.2011 23:39 
Не в сети
Искатель приключений

Зарегистрирован: 01.01.1970 03:00
Сообщения: 15
Ух ты! Вот спасибо! Стало быть, и мне обзор достанется. А то вот не выйдешь в финал (а меня гнетут тревожные предчувствия), да так и не поймёшь, почему... :roll:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 11:03 
Не в сети
Приживала
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24.09.2010 08:58
Сообщения: 89
Откуда: Россия,Краснодар
Отлично! Спасибо, Григорий! :D


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 11:22 
Не в сети
Постоялец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28.01.2011 16:38
Сообщения: 103
Откуда: Москва
Григорий, спасибо! Ждем!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 12:07 
Не в сети
Домовой
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15.01.2011 17:34
Сообщения: 625
Откуда: Украина,Житомир
Наступило завтра. Народ находился в ожидании. В моем лице, во всяком случае.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 13:09 
Григорий Панченко писал(а):
Леди и джентльмены, на вопрос "Есть ли кто живой?", отвечаю: пока да.

Звучит зловеще... по ходу наши тексты человека до смерти почти довели))
Григорий - заранее прошу прощения, что я одна из тех, кто Вас измучил)))


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 17:55 
Не в сети
Чечако

Зарегистрирован: 26.01.2011 14:07
Сообщения: 34
Откуда: Харьков-Ганновер
Правила боя

Мой дядя самых честных – правил,
Нечестных – сразу посылал.
(Воспоминания племянника редактора)

Дамы и господа, начинаю обзор. Вот уже который раз зарекался это делать, особенно по ВСЕМ рассказам, но как-то не могу сдержать слово. Да и рассказов ведь не так уж много, не 70 и не 150 – так что есть ли смысл ограничиваться одной группой или ждать результатов второго тура...

Единственная «поблажка», которую делаю сам себе – не стану в обзоре фиксировать внимание на мелких ошибках, да и примеры неудачных фраз приводить буду лишь выборочно (а еще реже буду при цитировании подробно разбирать фразу по косточкам). При чтении я такие детали учитывал, все это повлияло на мое впечатление, а вот обзор давайте не переотягощать. В конце концов, читать его будут люди, литературе не чуждые – так что кто хочет, сам сможет оценить правильность впечатления, а кто не хочет, вправе от него отмахнуться.

Общее впечатление от самого конкурса: достаточно велик процент очень неплохих рассказов. По-настоящему хороших среди них меньше, но это всеобщая закономерность; а вот что полного «ацтоя» сравнительно мало – сие конкурсу в плюс! Радует и языковая грамотность большинства авторов: если оценивать рассказы как сочинения – то, по меркам советской школы, среднестатистическая оценка в графе «русский язык» будет твердая троечка, а то и четыре с минусом. Это очень много: на иные конкурсы табунами являются авторы, которые вообще словно бы в школе не учились! Кто скажет, что оценка в графе «русская литература» ставится отдельно – тот теоретически прав, но лишь теоретически: не помню случая, чтобы по-школьному безграмотный текст обладал высоким литературным уровнем.

Как почти всегда бывает, мне приходится выступать в нескольких ипостасях: общелитературной, оружиеведческой, биологической – а один раз даже пришлось включить «конандойловедческую». Баллов не выставляю, чтобы не выдать свою причастность к авторству конкретного рассказа и даже к конкурсной группе. Надеюсь, до поры до времени этого никто не расшифрует. Комментировать догадки не буду.

j001 До встречи, капитан!

Весьма неплохо – хотя бы потому, что рассказ довольно удачно справляется с темой классической космофантастики, да еще без выхода за рамки жесткой НФ. Сейчас эта тематика мало того, что перестала быть мейнстримом, но и сделалась немодной, так что бонус за храбрость! Вообще же надо бы или слегка сократить, или, наоборот, развернуть (сейчас текст выглядит как дайджест повести). На такой объем многовато сюжетных линий и подробностей. Я такие тексты называю «кот в мышиной шкуре»: они словно бы «больше самих себя», но это становится недостатком. Там, где соразмерный рассказ по-мышиному «протиснется в норку», сюжет, который больше самого себя, совершает кошачий прыжок – и шмякается о стену в метре от норы.

Неудачные фразы все же встречаются регулярно. «Поставит крест на пассажирской карьере» - не сразу включаешься, что речь не о пассажире, а о пилоте пассажирских линий; «в них веса больше, чем в нас четверых» - а «нас» ведь там реально двое! Конечности рапторов лучше назвать «лапами», чем «ногами», да и термин «раптор» обычно применяется для компактных, а не многотонных хищных завров. Тяжеловесны многие конструкции: «Равно как танк, с лёгкостью выдерживающий любые человеческие пинки, груженый «под завяз» тысячетонный «Пони» держал удары»; «Выглядел он отнюдь не свирепым дегенератом, как представлялось Гурову, а уставшим, осунувшимся от длительного недосыпа, с тёмными кругами под глубоко посаженными умными глазами, с коротким «ёжиком» совершенно седых волос, ещё совсем не старым простецким работягой в мешковатом серебристом комбинезоне» - и т. п.

Иногда описания и разговоры не соответствуют темпу происходящего: «- Не знаю почему, но я тебе верю, дочка, - послышался за спиной солдата голос Приходько, и мгновение спустя обмякшее тело Белица рухнуло на пол» - да за время произнесения этих слов (не «мгновение», а добрых четыре секунды) тело солдата уже натворило бы дел!

Но в целом, повторяю, неплохо.

j002 Растерянный мир

Вот тут моя «конандойловедческая» ипостась мешает проявить беспристрастность, поэтому, несмотря на в целом благоприятное ощущение, воздержусь от оценки. Биологических претензий не больше, чем можно предъявить текстам Конан Дойла, и меньше, чем их русским переводам. Только почему не «орангутан», а «орангутанг»? Это из серии уже разрешаемого, узаконенного варианта обиходного произношения вроде «кофе» в ср. р., но для биолога – полный кошмар! Будем надеяться, что автор просто прогонял текст через спеллчекер и нажал опцию «Change all».

Насчет литературного направления: тут как раз все допустимо, это не пресловутый сиквел-вбоквел, но то, что в конандойловское время именовалось «пастиш». Жанр легитимный, а в данном случае даже и уместный: сэр Артур таким регулярно баловался, не только «вообще», но и конкретно в «Затерянном Мире», хотя по русскому переводу этого не видно. Там часть «амазонских» страниц является парафразом фрагментов известнейшей в то время книги «The Naturalist on the River Amazon», причем автор, Генри Бейтс, неоднократно упоминается в тексте. А батальная сцена с расстрелом человекообезьян нарочито выдержана в стилистике «Хроник» Фруассара (эпизод из фруассаровской кн. I, повествующий о славных деяниях английских лучников) – что было совершенно ясно для современников. Те же современники, которые прежде читали «Белый отряд» с «Сэром Найджелом», улавливали и более глубокий пласт самоиронии.

Так что пока соблюдается уважение к «первоавтору», претензий против пастиша как такового нет. Применительно же к шерлокхолмсовским текстам это тем паче допустимо, для них пастиши – признание заслуг, одна из форм бессмертия: не пишут же их по приключениям Робура-завоевателя или человека-амфибии!

Ладно, это во мне снова конандойловед проснулся. К рассказу как таковому все сказанное имеет лишь косвенное отношение.


j003 Конфликтоген

Слегка «тусовочный» текст, направленный отчасти словно бы против конкурсной критики (надеюсь, не такой, как моя :)). Детективная составляющая чуть слишком предсказуема, а ряд «ужастей» слабовато мотивирован: «Если бы я сейчас добавил еще несколько слов, ты бы побежал домой и повесился, потому что до глубины души проникся, какой ты есть бесполезный и никчемный человечишко, не профессионал ни разу» - да что за инфантильные невротики! Ведь именно этот разговор еще не подразумевает некого «фантастического вмешательства», например, в стиле j033 Дуэлянт (что не помешало бы!). И, кажется, есть некоторое смакование «ужастей» - но, допускаю, лишь кажется.

Тем не менее общее впечатление – скорее положительное. Примерно как
j001.

j004 Профессиональный подход

Как уже говорилось, на конкурсе сравнительно немного откровенно слабых рассказов, но это – один из них. И сюжет, и композиция, и язык... Никакого желания выискивать конкретные ляпы, автор, уж извините. Это скорее «не ляпы» пришлось бы выискивать, причем с лупой. Один из них – замечательно вкусная фраза «Прости меня, я больше никогда-никогда не буду убивать тебя». Теперь остается написать к ней новый рассказ.

j005 РПГ

Этот рассказ слаб не так откровенно, но... все же слаб. Техномагия, конечно, менее изъюзана, чем «меч и магия», однако требует большого умения. Здесь же сюжет не настолько интересен, чтобы излагать его так многословно.

j006 Планета женщин

Ну вот на конкурс и пошел, наконец, середняк. Мягко выражаясь. Косяком. Ёпрст!!! Уж сколько такого писано и смотрено, но куда ему всему до старого польского киношедевра «Новые амазонки». Что до сюжета... Не люблю воинствующий феминизм, но автор «Планеты женщин» поступил настолько не по-джентльменски, что, надеюсь, он - леди. И все равно не следовало бы создавать текст левой нижней конечностью (чтобы не называть другой орган). Очень выборочно приведу малую толику цитат:

«Ко мне подошла женщина, в которой я не без проблем узнал полицейского. Синяя форма на ней вызвала у меня бурлящие чувства».
«Она протянула какую-то книжку и встала недалеко от меня. Все женщины в зале притихли в ожидании моих дальнейших действий. Журналисты в юбках напряглись»
(а это что за орган такой – «журналист»?).

«они оказались подо мной и первый мстительный удар, окропленный моей злобой, пришелся на русую: я головой отправил ее в мир сновидений».

«последнее что я увидел, прежде чем завалиться, – перевязанную голову русой женщины, которая все еще сжимала кулак».

«- Подсудимый, далее вы обвиняетесь... - судья взяла театральную паузу, - в домогании десятилетней девочки»
- берут скорее высокую ноту, чем долгую паузу (ее – выдерживают или делают), а то, что делают с девочками, называется «домогаТЕЛЬСТВО к». Кстати, подозрения «товарища судьи» (?! Видать, автор до сих пор хранит обиду на именно советскую юриспруденцию!) именно тут окончательно перестают выглядеть безосновательными: мужик, который обращается к одиноко сидящей младшекласснице с фразой: «- Не слушай свою маму. Ты очень милая девочка и, думаю, если бы ты жила не здесь, то со временем нашла бы себе хорошего, любящего дядю», по умолчанию заслуживает удара оглоблей в торец. А когда тот же мужик (положительный персонаж!), отстаивая женское равноправие андроидов, описывает случайному знакомому достоинства своей горячо любимой супруги: «- Ненасытная, как стая горилл в брачный период! К тому же нет месячных, и голова никогда не болит» - остается еще раз понадеяться, что этот образ создавала дама. Лет тринадцати от роду.

Да и общая структура текста слишком переусложнена для столь – выражусь мягко, – мизерного содержания. Это уже не «кот в мышиной шкуре», а «мышь в коровьей шкуре»: крохотный серый смыслик активно бежит, бежит, бежит внутри инертной туши рассказа – а сам-то рассказ к финалу едва буркалы слева направо перекатил и пару жвачных движений сделал.


j007 Вундеркинд

Очень милый текст. Не по теме конкурса совершенно, да, пожалуй, и не фантастика вообще – но рука не поднимается оценить его низко. Все же скажу, что ряд фраз неудачен: «Ох, Танечка!.. Худая да длинная... — это был хоть и слабый, но мамин голос. — Паучонок... И на голове волосики... темные... Как бы Дик не приревновал — ни у него, ни у меня таких в роду нет... И смех, и грех: внешностью дочь похожа на мою школьную подругу...» - слишком длинно для первых слов после родов; «Увидев на лестничной площадке блудную дочь с выражением лица точь-в-точь, как у лягушки, раздавленной грузовиком» - супер! И т. п.

И еще: ретро «ближнего прицела» можно использовать очень выигрышно (как то делает, например, М. Галина) – но здесь этот прием просто пропадает всуе. Возможно, «Вундеркинд» - фрагмент гораздо большего произведения?

j008 Пробка для чайника

Идея и антураж небезынтересны, хотя местами перебор с брутальностью. Порой «хромают» и отдельные формулировки («глухой нокдаун», «Вы равны Крезу, как царь Mидас» - успеваешь войти в ступор прежде, чем прочтется окончание!), и целые фразы («Пора выбирать, Юл, кем останешься на этой грешной планете и удалять вредоносную гадину, пожирающую ресурсы организма как сладкоежка — чужое варенье»), и правдоподобие описаний. Когда боец «хрипит, выплевывая красную пену», его «сломанные ребра проткнули легкие, и сейчас каждое слово сокращает ему жизнь — где-то там, внутри красивого торса, достойного кисти Микеланджело, растет огромный мешок из воздуха и жизненно важной жидкости» - он даже во имя собственного спасения не сможет выговорить (в ходе продолжающегося боя!) цицероновский период: «Правила — наплюй на них. Не всегда публике нужна смерть бойца. Хочешь, я дам тебе денег? Все деньги, какие у меня есть отдам, но не убивай меня. Девушки сами вешаться на шею будут, любые призы — только пожелай. Эй! Ты слишишь меня, приятель? Это же «Бери-бери», самое знаменитое шоу! Ты можешь стать лучшим бойцом года, и я тебе в этом помогу!»

Это за него (и не только за него, не только здесь) говорит автор. А такое называется резонерством...

Но в целом я оцениваю рассказ не низко, хотя он, конечно, сильно проигрывает на фоне близкого по сюжету
j014...

j009 Бхишма

С литературной точки зрения рассказ в любом случае слабоват, но не очень слаб; зато политизирован он до полной отмороженности – и это заставляет меня выставить КРАЙНЕ низкую оценку, вне зависимости от того, как я оцениваю выраженные там собственно политические взгляды. Если уж автор четко позиционируется не как писатель, а как политик – то он должен быть готов к соответствующему отношению. А как политик он беспардонно прямолинеен, до изумления бестактен и явно не склонен прислушиваться к мнениям, отличающимся от собственного. Приписывать своим политическим оппонентам (реальным, называемым своими именами, из сверхближнего прицела) такое количество смертных грехов, страшных, отвратительных и, извините, ну никак не совершенных на настоящий момент – это, знаете ли, беспредел. Особенно когда не делается ни единой попытки бросить «взгляд на битву с высоты», оценить действия противоположной стороны – той, которой поются исключительно дифирамбы.

Оно, конечно, в современной России официоз уже крепко настроен на национал-патриотический лад, и фантастика соответствующая тоже пишется – но не надо бы альтернативить эту редьку таким хреном. А оставив в стороне огородные аналогии, я вообще не понимаю, откуда должен быть автор, чтобы иметь моральное право на столь провокативные заморочки (их ведь можно и накликать!). Не из России и не с Украины точно. Разве что из Уругвая. Я, например, со своей харьковско-ганноверской пропиской, отлично понимаю, какие темы мне затрагивать можно (на то и свобода слова!), однако без крайней нужды лучше не стоит. А если уж подступаться к ним – то с внимательностью и осторожностью Г. А. Носова, но не «с водкой вместо наркоза и ножовкой вместо ланцета». Примерно так же, как автор мужского пола должен (если никак не может обойтись без этого!) затрагивать тематику, поднятую в
j006.

Вот когда на украиноязычных сетевых конкурсах (хотя бы столь цивилизованных, как «Зоряна Фортеця») будут появляться рассказы об омерзительных БЮТовцах или хотя бы тягнибоковцах, развязавших гражданскую войну, массово занимающихся изнасилованиями, детоубийством и расстрелом мирного населения, когда их начнет публиковать украиноязычный фэнзин (называющий себя журналом) «УФО» и издательство «Зелений пес» - тогда и на русскоязычных конкурсах будет корректно выкладывать хоть «Бхишму», хоть «Равану»...

Ну а уж когда автор «Бхишмы»
начинает по ходу дела излагать трактат на тему «Военно-полевое мазеповеденье: опыт пристрастных обобщений по тенденциозным источникам» - то художественная составляющая гибнет окончательно. Два вертухая-полицая, Гнилой Пафос и Нудное Объяснялово, затаптывают ее в четыре сапога.

Невольно вздохнешь по уровню сложных, высокохудожественных, полифонических антиутопий Войновича, Клугера, Кабакова, Еськова, В. Петрова, раннего Лазарчука и столь же раннего Каплуна. Там была боль, здесь – даже не желчь, а гной, пузырящаяся пена бешеной слюны.

Маска, я вас знаю? Если вы, автор, тот человек, о котором я сейчас подумал – то с твоей стороны это шаг давно ожидаемый, но все равно прискорбный: я надеялся, что ты так низко не падешь. Если же я в своем предположении ошибся – то, может, не все так фатально и у вас,
j009, «Бхишма» останется эпизодическим «залетом»...

j010 Дело о канцтоварах

Очень интересно (хотя и не совсем по теме: агрессия-то где?), но ведь это не «Дело...», а полдела: остро не хватает развязки. Детектив со столь открытым финалом – нонсенс. Возможно, и «Дело о канцтоварах» - фрагмент чего-то гораздо большего?

Общее впечатление все же остается высоким. По мелочам замечаний много (и стилистических, и сюжетных), но я, хвала сэру Твомблу, в данном случае не готовлю этот рассказ к печати как редактор, потому имею право на них не концентрироваться.

j011 Парниковый период

«Неукротимая планета» в версии Дивова + «Дикий мир будущего» + одна из линий «Улитки на склоне»... Все же относительно съедобно, хотя глобально-потеплительный алармизм сейчас тоже превратился в аналог политиканства. Но тяготит объяснялово + сомнительные (и сомнительно понятые) научные догадки: не гипотезы, а домыслы, почти вымыслы...

« - Я думаю, в школе вам не преподавали теорию Стивена Джей Гулда о прерывистом равновесии. Вообще-то мнение о том, что процесс эволюции непрерывен, ошибочно. На самом деле она происходит скачками, причем эти скачки значительно короче периодов эволюционной стабильности» - ох, автор, не грузили бы вы так читателей ученически освоенными сенсационными «заявами» - а то ведь придется сейчас объяснять, возле какой параши место гулдовскому сальтацианизму в современной научной картине мира...

«Геном растений содержит сведения о том, как они выглядели в предыдущие периоды потеплений. И при необходимости они могут воспользоваться им.

- Думаю, эти гены гораздо старше. Мезозой и палеозой вполне изучены, и там нет ни следа подобных растений. А вот людей в те времена не существовало, так никаких генных резервов у нас нет…»
- ага, щаз. В предыдущие периоды потеплений что-то выглядело как дед-дерево? А осмотическое давление тогда, пардон, как выглядело? Или уже тогда деревья (какие, нафиг, это были деревья до палеозоя?!) занимались активной охотой? А хоть бы, фантастики ради, даже и так – но это значит, что то были предки современных растений. Ну так у нас в ту пору тоже были предки со своими генами – и что мешает растормозить их сейчас?

«по прочности древесина гаусторов не уступала легированной стали» - с какой стати и за счет каких биологических механизмов?!

«Я же вам говорил – агрессия это двигатель эволюции. У гаусторов нет необходимости в таких понятиях, как сострадание или милосердие. Все эти вещи лишь наносное, пришедшее с цивилизацией. А у них только проявляются зачатки разума, да и нет иной модели поведения для примера» - ох, какой антропоцентризм... Да все эти механизмы эволюция создает уже на уровне высокоразвитых стай – гусиных, вороньих, дельфиньих, волчьих, обезьяньих. А без такого «стайно-социального» этапа (который и гаусторам не чужд) и разум не возникнет!

Ну и, конечно, традиционный образ наших крутых вояк, без зазрения совести и авторского укора употребляющих по адресу своих, как ни крути, боевых товарищей термины «америкосы» и «пиндосы»... Хотя «америкос» под конец частично реабилитировался, когда проявил положительное умение (не шевелить извилинами, а махать кулаками), но с забавным глюком: «Мысленно поблагодарив своего тренера по боку, ученый нырнул под следующий замах гаустора и вбил ему приклад под хобот» - лучше бы он своего тренера по шее поблагодарил...

Так что почти вру насчет «съедобно». Лично я рассказы такого уровня беру лишь в тех случаях, когда готовлю тематический номер либо сборник, к которому эта тема очень подходит, а заполнить весь объем только теми рассказами, которые нравятся мне самому безоговорочно, по той или иной причине не получается. Но и то ставлю их в план после крайне лютого редактирования (собственного или сподвигнув автора на правки).

Не обижайтесь: это скорее
я как биолог имел право обидеться на такую профанацию темы – за живое задело...

j012 Патологический трус

Опять относительно съедобно. И уклон тот же, и боксерско-оружейные прибамбасы (на мой взгляд, сомнительные: как-то не выстроилась у меня «картинка» происходящего, алгоритм схватки), и глюки столь же забавные...

«Затем, в очень старых, но любимых и оттого чистых джинсах и зеленой майке он сидел в общей кухне, - «штаб ордена трусов», как они её называли» - при таком «одёжном» перечне поневоле задумаешься, где ставить ударение: трУсов или трусОв? :)

И могучий кондовой русак есть, хотя в качестве главного героя опять «человек запада».

«Под тихое и размеренное перешептывание абразивного камня и закаленной стали, неторопливо плыли картины прошлого» – во-первых, жутко изъезженный штамп, во-вторых – «друг Аркадий, не говори красиво»!

Вообще, масса невычитанностей. Оцените фразы:

«малыш направился прямо к своему идеалу, и стукнул его кулаком в левую заднюю ляжку. Лошадь махнула хвостом.
Он ударил снова, и снова, удары ложились крепче и крепче, но лошадь так ничего и не поняла, пока не повернула голову, чтобы уточнить для себя, что там, собственно, за невнятная и уже почти неприятная суета происходит. А вот уже обернувшись, животное резво взбрыкнуло, и в два прыжка оказалась в дальнем углу дворика, прижатая крупом к забору».

«Не помогла даже легализация легких наркотиков, - какое там! – большинство пораженных ментальными флюидами фобольдов - уже давно сидели на тяжелых, и вымирали от передозировок тысячами ежедневно».

Пожалуй, даже послабей, чем
j011: объяснялова столько же, наукообразности меньше (иная фантастическая идея выбрана!), но финал смазан совсем уж безбожно.

j013 Марьяж, господа!

Все-таки оценю несколько выше предыдущих, хотя и финал смазан, и американская глубинка подана малость искуственно (впрочем, кондовая сибирская глушь, столь любимая многими нашими «хоррорцами», обычно выглядит не достоверней...). А почему вообще вдруг американская глубинка? Надо думать, потому же, почему и хоррор: влияние Степана Царёва (Стивена Кинга).

Тоже хватает малость неуклюжих фраз, но тут эту неуклюжесть диктует стремление приноравливаться к подаче через устную речь:

«С размахом рук в добрых шесть футов, мальчишка проворно усадил моего старого приятеля по правую руку от меня и набросил на его больные худосочные колени в яркую шотландку овечий плед».

«Маленькая шипящая гусыня, заморыш заморышем, не то что руку, глаз приложить не к чему, - вот какой оказалась женушка Бобби. Росточком невысокая, щуплая»
- извините, но при таком телосложении женщину не назовут «гусыня», сколько она ни шипи.

«Э-э, ммм, брат Бобби, малыш Грэм, который жил с ним в доме на Воробьином холме, рассказывал мне, что что-то похожее случилось с ним позже, летом, когда малышка Кэйт, как кошка выцарапывая свободу из запертых на замки и засовы дверей, лазая по заборам да по деревьям, на седьмом месяце выбросила его ребёнка».

« Получив желаемое, женщина осторожно взглянула на святого отца, затем на собрание и после недолгого колебания несмело сообщила, что у неё потекла крыша»
- создается полная иллюзия переносного значения: крыша поехала...

j014 отсутствие причин

А вот это – по-настоящему хорошо!

Именно потому сделаю ряд замечаний, касающихся боевых искусств. Как человек, по-моему, первым давший в русскоязычных публикациях анализ капоэйры, я сильно сомневаюсь, что в финал таких серьезных боев, где не шутки шутят, вообще попадут парни со столь ненадежной бойцовской техникой, как то обеспечивает капоэйра. И женщины при любой технике не попадут (кроме главной героини, присутствие которой отлично мотивировано!)...

«Бронированные когти» - странный термин: броня ведь не просто синоним прочности, а то, что обеспечивает прикрытие, защиту.

«Зубы выбили о стекло мелкую дробь» - в таком антураже сразу видишь, как выбитые зубы посыпались на дно стакана...

«Ты видел мои уходы? Мы называем это разносом… очень удобно, скорость возрастает в сотни раз, даже от пули можно увернуться. Но есть одна штука. Если ты в разносе - то любой твой удар заведомо смертелен… даже самый слабый… даже просто легкое касание…» - два замечания. Во-первых, при таких «пулевых» скоростях организм буквально рассыпается: не выдержат ни кости, ни связки, ни мышцы (если все это не киборгизировано – чего в данном случае нет). Мозг с печенью тоже тряханет до жутких травм. Дешевле уж получить пулевую рану... Во-вторых, и «нормальная» пуля, по касательной задев плечо или бедро, отнюдь не смертельна. Так почему бы не поработать по этим зонам легким касанием: в положении, скажем, «рука-нож»?

j015 Дуэт для косы и флейты

Весьма неплохо, хотя и с трудом я верю, что в тех условиях штатского «актеришку» удостоили бы дуэли (его нечеловеческая подоплека ведь еще не проявилась!). Не те нравы-с: и уже, и вообще...

О технике. Ну, навыки сабельного боя (включая победный удар – тычковый!) – ладно, учитывая не вполне ясную «прижизненную» биографию и сущность персонажей. Но откуда вообще сабли взялись, раз уж повсюду шашки упомянуты – до, после, у тех же персонажей?! А рубка на шашках есть нечто радикально иное..

Малость смущает меня и лепрекон (как «чужак»). И «Ротмистрова коллекция «тсантса», особым образом засушенных голов, эдаких кожных мешков, освобожденных от черепной кости, с зашитыми нитью ртами и глазницами»: не будет условий их хранить, а тем паче создавать – нужны месяцы в стационарной обстановке, высокая температура, постоянная смена горячего песка!

И еще. В начале, кажется, остатки сотни называют эскадроном (потом эти термины фигурируют порознь). Явление-то сходное, но терминология свойственна разным кругам...

j016 Идаволл

Чуток присутствует объяснялово, но все равно эта псевдотехнофэнтези в скандинавистском духе прописана умело. Весьма неплохое впечатление! Гораздо сильнее, чем j005. Хотя и жаль, что «духа саги» здесь все же нет. И вряд ли так уж нужна сноска «Имя Альв в скандинавской мифологии означает «эльф».

j017 На шестой день...

Оценю все же довольно высоко, хотя опять вспоминается Степан Царёв с Андреем Дашковым на пару... Почему «все же»? Так ведь не совсем по теме (нужная фраза произнесена, драка почти есть – а вот агрессии толком и нет: инфернальность ей не синонимична, мафиозные нравы тоже)! Да и плохо сочетается тут инфернальность с «бытовухой»: скажем, не верю я в такую карьеру Лизы...

«Девушка работала в гостинице не первый год, выколачивание денег из посетителей стало ее основной профессией» - т. е. она работала вышибалой? Иначе надо бы сказать «выкачивание денег»!

j018 Петюня

Опять же оценю не низко, но... «Свинцовые мерзости жизни» настолько современны, что невозможно поверить в далекую «отодвинутость» этого мира, где уже вовсю функционируют андроиды (нераспознаваемые на уровне одноклассников) и генетические синтезанты (ни в коем случае не «помеси»!) кошек с собаками. Да, там запросто могут быть мерзости не меньшие по уровню – но буквальное копирование выдает недостаток фантазии. Во времена Велтистова такое было простительно (и то лишь потому, что будущее ожидалось счастливым – помните, что сказал классик о сходстве всех счастливых семей?), сейчас – увы.

Ну и финальное решение мальчика запредельно «пионерское» (ага, щаз он позанимается спортом – и сразу всех защитит/победит), а начальное решение родителей-акадэмиков запредельно бездушно... Лучше бы уж они, чем «Электроника» мастерить, расщедрились на престижную школу, а не отдавали чадо в «общеобразовалку», расположенную в неблагополучном районе!

j019 Петля

Опять «свинцовые мерзости», вот только на сей раз перед нами осознанно неприятные акадэмики (неверующие, зато приверженные материальным благам) плюс превосходящая их по духовности и пониманию шпана. А все же впрямую «щеку подставить» автор не решился (максимум смирения реалистично явлен фразой «я зубами вас рвать стану») – и правильно, а то читателей бы замутило от отвращения пополам с недоверием. Однако автор все же от такого соблазна удержался, да и литературный стиль выдержал. Так что оцениваю не низко

j020 Новый уровень

А вот, наконец, пошли совсем иные «свинцовые мерзости». Сложно, неоднозначно – и интересно! Стиль тоже хорош. Маска, я вас знаю? (Или, возможно, ошибаюсь?)

Именно потому, что текст произвел сильное впечатление, делаю ряд замечаний:

«После переломов потенциальным преступникам очень трудно причинить кому-либо вред» - какая сторона переломана, какая вред причиняет?

«Поборница сил света расчекрыжила толпу подонков с помощью меча, выкованного реконструкторами. Тот, кто попытался убежать, - получил стрелу в спину. Как трус» - пардон, она что, вылетела на толпу подонков, имея одновременно и меч, и готовый к стрельбе лук (а хоть бы и игровой арбалет!)? Потом, таким вот мечом, даже незаточенным, очень даже можно привести в беспомощное состояние атакующую тебя группу отморозков (знаю это не с чужих слов, только вот об обстоятельствах не спрашивайте, ладно?), и меч этот вполне может оказаться под рукой во время маршрута, задуманного как мирный; однако иметь при этом стрелы с хотя бы минимально опасными наконечниками – просто беспредел, мания убийства или инфантильная дурость.

Наконец, «дикая расправа школьниц над какой-нибудь замарашкой во время перемены», безусловно, все-таки содержит ярко выраженные элементы агрессии – а вот планы насчет ограбления инкассаторов запросто могут ее не содержать вовсе: работа, деловой подход, ничего личного (даже задумываться все может так, чтобы избежать минимального кровопролития!)...

j021 Знаешь ли ты, что они наблюдают

Середняк вернулся и наносит ответный удар. Рекомендация по поводу рассказа четко сформулирована в его финальном абзаце: «Ну, хватит философствовать, иди быстрей обедать». Тяжко читать длинные диалоги-объяснялова, второйне тяжко, когда они написаны с массой нарушений элементарной, школьной грамотности. Персонажи мыслят и говорят «от автора», из-за чего часта путаница с местоимениями: «В одиночной камере, окно которой выходило на сквер, напоминающий, что сейчас осень, сидел Мэн. “Кто ж его выдал?” – размышлял он»; «И что я тут делаю? Двигаюсь по инерции, как охотник, который не верит, что у него отобрали добычу, считая при этом своё ружьё более гуманным?».

Очень слабо.

j022 Игрушки

Почти столь же слабо. Сюжет давно уже оскомину набил; т. е. можно за оригинальностью и не гнаться, но тогда надо проявлять мастерство на уровне «А сердце просит...» Ф. Чешко. Зесь этого нет даже близко. А уж если автор отягощает свой замысел «классическими» эльфами, то надо бы помнить, что Палантиры там – не общедоступные игрушки, и что эльфийский менталитет (диктуемый хотя бы только сроком жизни – хотя есть и другие причины!) означает куда большую «удаленность» от человеческих стандартов. А то – раз-два, меч и лук вместо АКМа, прячь острые уши под фуражкой и оформляй дембельский альбом...

Оружейные дела столь же потешны, с первых строк. «Человек вытащил свой меч, двуручный и тяжелый»: пошлая мысль – ОТКУДА вытащил? Он что, этот двуручник, по авторской воле, в ножнах носил? И т. п., и пр.

И затянуто минимум на два эпизода в каждой из линий.

j023 Курятник

Один из немногих рассказов, которые я готов охарактеризовать очень хорошо. Поэтому характеристику опускаю полностью.

j024 Дух воина

А вот этот рассказ в лучшем случае сносен. Но автор явно упустил шанс написать его гораздо сильнее. Надеюсь, этим шансом он еще воспользуется. Так что опущу разносный комментарий, а поскольку я отнюдь не состою с автором в редакторской связи :)) - то не буду приводить и конкретные замечания вместе с рекомендациями.

j025 Последняя клятва

Тут я совершенно не представляю, каким образом можно довести рассказ до хотя бы средненького уровня. Разве что писать, писать, писать другие тексты пять лет подряд – а потом, на новом уровне, снова создать сюжет (иной!) об Атлантиде. Может, к тому времени автору будут уже платить не за количество знаков, а за количество строк, как Дюма-пэру – тогда сохранится резон оставить диалоги в прежнем стиле (особенно тот, который начинается словами: «- Дорр – великий».) ...

j026 Побег из Москвы

Опять школа... Видать, многие сохранили теплые чувства к родным учителям. И к одноклассникам. К милиции тоже, но это-то ожидаемо...

«В воздухе парили бумажные самолетики, учебники, вопли и хохот» - а за окном шел дождь и рота красноармейцев.

«Посреди улицы, на асфальте, лежал окровавленный труп. Отъезд. Поодаль – еще один. Его добивал резиновой дубинкой милиционер» - надо думать, второй труп продолжал оказывать сопротивление.

«На экране цинично продолжался балет» - нагло и в глаза.

И т.п. Кстати, что такое «мелкокалиберная дробь»?

Финал, правда, не то чтобы спасает, но делает провал чуть-чуть менее катастрофическим (а вот «Бхишму» аналогичный поворот губил еще окончательней...).

j027 Диалектика упадка

Не смогу оценить рассказ по-настоящему низко – хотя, боюсь, стоило бы. Те же проблемы, что и у j024: явно чувствуется хороший потенциал и упушенный шанс. Правда, здесь он упущен на уровне скорее не исполнения, но концепции мира. Четкое ощущение, что автор механически слил два замысла. В одном христианство было очень рано «задавлено», а скорее даже и не возникло, а другом – описываются события далекого будущего, когда ислам не только возобладал над бывшим нашим миром, но и сам трансформировался изрядно.

Сперва все указывает на 1-й вариант: «одинопоклонники», Халиф воюет Сибирь, в Галиции лесные люди колобродят, поморы норовят северные территории отделить, хозяйство в основном «присваивающее», а не производящее («К Ладоге откочевал, но и там рыбы нет. Зимой немного песца промышлял, сейчас с ульями возится. - Да, тяжело стало нынче пропитание добывать. Зверь в чащу ушёл, рыба из рек и озёр совсем повывелась»). Так что глаза режет разве что узнаваемая топонимика Москвы (Манежная площадь – надо же!), и невозможные без христианских (в данном случае византийских) святцев имена Василий и Козьма, и самый факт возникновения ислама, тоже невозможный без уже оформившегося христианства... Но потом вдруг узнаешь, что прошлое этого мира включает не только античный Рим, но и Османскую империю, Австро-Венгрию, СССР, США. И что же, до сих пор в таком ходу натуральное хозяйство?! А с нордическим язычеством как все совмещается?

Есть и малые замечания, но о них не будем.

j028 Хозяин иллюзий

Довольно стандартная фантастика. В 1960-х смотрелась бы лучше, но и тогда не оказалась бы даже во вторых рядах. Увы.

j029 Опасное изобретение

Почти та же формулировка (только стилистика напоминает скорее американские 60-е, хотя дело происходит у нас :)). Опять почти не по теме. И масса мелких сбоев: «Если кинется драться – отмахнусь рукой. Хотя… вряд ли… я все-таки на две головы выше» - получается, что скорее «вряд ли отмахнусь», чем «вряд ли кинется».

j030 Чистильщик

Очень мне понравился диалог: «А за козла ответить придется. – За себя отвечу, о себе подумай…».

«В мире нас осталось очень мало. На каждую крупную страну в регионе приходилось где-то по два-три человека. В центральной части России оставался только я один. Каждый новый цикл, время когда геополитическая обстановка в мире менялась, создавались и распадались империи, переделывался мир, мы снимались с насиженных мест и селились в местах, где наша деятельность была важнее всего. Я не знаю, когда это началось и не представляю, чем закончиться, единственное, что я могу – делать свою работу, и делать ее хорошо…» - ага, вот главный герой, существо геополитического масштаба, заодно и пацанов на пустыре мирит... Черт, насколько же органичней все получалось в «Новом уровне»!

Ой, а сцена ррррубки в Смоленске до чего беспомощна по всем параметрам...

И т. п. Что сюжет, что язык, что характеры.

Эзотерический аналог рекомендации «Ф топку», видимо, звучит как «Ф астрал». Ну вот, именно туда.

j031 Легенда

Я уже говорил, что откровенно слабых рассказов на конкурсе сравнительно немного. Вот это – один из САМЫХ слабых. Опять по всем критериям: сюжет, композиция, язык, образы...

j032 Влюбленная пуля

Не люблю, когда «на шАру» стремятся набрать баллы за счет военной тематики. Эти баллы принадлежат нашим дедам, нечего нам на их крови паразитировать! Если уж подступаться – то бережно, внимательно и умело, а не с набором «книжных» представлений: «Она нашла его раненного, и дотащила до госпиталя. Она выхаживала его, почти не отходя от постели, даже когда военный врач печально покачал головой» – это в августе-то 1941-го?! Даже с последующим объяснением «виртуальности» послевоенной жизни – все же впору задуматься, куда могли дотащить человека на ТОЙ войне в ТОМ месяце. Сам факт его пребывания в госпитале и похорон по положенному разряду, во всяком случае, подтверждает увечный однополчанин, которого тоже, выходит, кто-то туда дотащил. Конечно, и в ту пору иной раз удавалось организовать эвакуацию тяжелораненых, но уж точно не «дотаском».

«Палец немца медленно давит на курок» - опять!!! Хоть бы на одном конкурсе не случилось ни единого рассказа с таким вот проворачиванием магазина ТТ и сменой обоймы в нагане.

j033 Дуэлянт

Хорошо, и весьма. Но это нередкий случай того, как очень интереный мир показан не через окно, а через игольное ушко. Рассказ от этого не то чтобы стал слабее, но упустил шанс стать сильнее...

j034 Второй постулат Евклида

Все же неплохо. Снова спросят, почему «все же»? Отвечаю: рассказ искусственно «пришит» к теме конкурса – и скорее отрывочен, чем с открытым финалом. Плюс я вообще не любитель подобной мешанины, даже когда эклектизм намеренный. Но написано с умением...

j035 Муза блюза для Фэт Грэйп Гувера

Эк всех тянет на американскую тематику. В данном случае, пожалуй, хорошо. И даже без «пожалуй». Но трудно отделаться от мысли, что это слегка вторичный продукт (первичным он, наверно, в принципе может получиться лишь у американского автора)... Впрочем, я ни разу не знаток блюзовой темы – потому допускаю, что многого не уловил.

j036 Фольварк

Хорошо! Хотя читатель, ищущий соответствия теме конкурса (а не Кафке), возможно, слегка запутается.

j037 Гарик и его боевой кот

Простенько, но со вкусом! Люблю биологическую (и космобиологическую) фантастику добротной выделки, хотя сам я скорее собачник, чем кошатник, да и идея, гм, не столь уж нова. Эх, жаль, что нового сборника типа «Человек человеку кот» никто не планирует...

j038 Не такие

В 60-е гг. этому рассказу бы цены не было. Впрочем, «недопроявленная» мотивация все-таки подкачала бы и тогда. А сейчас и тема несколько заезжена, и стилистика... К тому же чуток перебор с пафосом: «друг Аркадий, не говори красиво»!

j039 Горелки

Неплохо, хотя опять же этому рассказу цены бы не было лишь в 60-е гг.. Кстати, при любом раскладе «недопроявленность» ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЗАГАДКИ здесь все-таки только простительна, но никак не похвальна. Но почему всех тянет на американскую тематику? Да, есть сюжеты, которые на наших реалиях труднореализуемы (тот же j035). Но что выиграло смысловое пространство именно этого текста от переноса в США? Уже у нас и супермаркеты есть, и террористы... А вот подача «изнутри», через наши реалии могла бы получиться несколько менее отчужденной!

j040 Катя

Неплох рассказ, но и не хорош. К тому же он скорее «привиденческий», т. е. достаточно искусственно «пришит» к теме конкурса. И можно бы сделать помасштабней фантастическое «вторжение»: у Дяченко в «Марте» оно ох как замечательно получилось при почти таком же исходном посыле...

Вообще же – многовато трех «ракурсов» на столь короткий текст: лучше бы, наверно, подать все сквозь восприятие одного персонажа. Когда в одноактовой пьесе на стене висит несколько ружей, то всем им приходится бабахать одновременно или с крохотными промежутками – что не есть гут.

j041 Доброе дело

Сносно, хотя скорее для уровня фэнзина. И опять рассказ искусственно «пришит» к теме конкурса. Он что, в свое время писался еще для того знаменитого конкурса на тему нанотехнологий?

j042 Кукольный блюз

«Детство мое давно уже скрылось улетающей журавлиной стаей, растаяло где-то осенним туманом, затерялось среди листопада»: прочтя сплошняком зачины многих текстов этого конкурса, регулярно восклицаю «друг Аркадий, не говори красиво»!

В данном же случае это можно распространить на весь текст. Который опять «пришит» к теме конкурса искусственно, несмотря на вставленную кодовую фразу. И блюзовое название куда менее уместно, чем в том же
j035.

j043 Дуэль

«Воздух был влажный и душистый. Он словно нежной материнской рукой ласкал грубую кожу разведчика, наполняя его ноздри насыщенными ароматами леса» – ох, друг Аркадий...

Ну, для хохмы неплохо. Но до лучших рассказов конкурса не дотягивает в кепке и в прыжке, а до средних – просто в кепке.

j044 Разводчик

И опять сносно, но в который раз кажется, что рассказ «пришит» к теме конкурса искусственно, несмотря на петушиную задиристость. Это простилось бы за серьезные литературные достоинства, но их ведь не больше, а даже меньше, чем в j040.

Замечаний по мелочам делать не буду, но вот крайне потешный пример того, как одна «очепятка» меняет весь смысл: «- Когда выйду, тогда и поедим, - вздохнул я и потянулся за мочалкой» - да, поедят они тоже, но в данном случае скорее поедут.

j045 Грань

«Летняя ночь окутывает меня легкой, еле ощутимой прохладой. Ветер плавно скользит по дворам, шелестит листва» – друг Аркадий, да ты чё, в натуре...

Эх, насколько же все здесь проще и незамысловатей, чем в «Новом уровне»! Хм, вот уж где автор не стал переносить действие в Америку, а вместо этого отдал Супермена на раздолбание нашему «сумеречному смотрящему». Но от этого в Серых Горах золота не прибавилось.

Надеюсь, тут нет намека на увечье реального актера, игравшего самого знаменитого киносупермена: если совпадение намеренное, то это крайний моветон.

Всё, дамы, господа и примкнувшие к ним товарищи. Оставляйте комментарии, если будет желание, – но я на форум буду заглядывать редко, никак не чаще раза в сутки.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 18:21 
Не в сети
Домовой
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15.01.2011 17:34
Сообщения: 625
Откуда: Украина,Житомир
Спасибо. Я очень доволен.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 18:23 
Не в сети
Искатель приключений

Зарегистрирован: 01.01.1970 03:00
Сообщения: 13
Здравствуйте, спасибо за разбор.
1) «После переломов потенциальным преступникам очень трудно причинить кому-либо вред» - какая сторона переломана, какая вред причиняет?
Переломаны преступники. Возможно, иначе будет правильнее: "Потенциальным преступникам, перенесшим такие травмы, очень трудно...".
2) "...однако иметь при этом стрелы с хотя бы минимально опасными наконечниками – просто беспредел, мания убийства или инфантильная дурость...".
Вы правы. У Пельмешки все это есть. И вопрос хороший: я знаю, мужчина может нести в руках меч, а лук с колчаном за спиной.
Может ли девушка? - спрошу у реконструкторов.
3) Расправа школьниц над замарашкой - это не всегда агрессия. Издевательство, презрение, дурная детская жестокость (карапузы топчут жуков, детвора котов подбрасывает в костер).
Ограбление - в сути своей грешно и пахнет, оно осмысленное, в отличие от первого. Таково мое фантастическое допущение.

Не думаю, что вы меня знаете. А если назову журналы, где я публиковался, мне, наверно, укажут на дверь.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 18:32 
Не в сети
Искатель приключений

Зарегистрирован: 01.01.1970 03:00
Сообщения: 14
Благодарю за отзыв!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 18:40 
Добрейшие, милейшие, содержательные отзывы! Пишите еще.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кафедра Григория Панченко
СообщениеДобавлено: 04.02.2011 18:53 
Не в сети
Чечако

Зарегистрирован: 01.01.1970 03:00
Сообщения: 39
Спасибо за отличный разбор! :)
Скажу в свое оправдание: "Вундеркинд" был представлен не на конкурс "Дерусь, потому что дерусь", а на конкурс обложки - Иконников Юрий. ФОТО 2. Поэтому и не в тему.
Насчет того, что он не является фантастическим, - уверена, если попробую сунуться с ним к реалистам, мне скажут, что это не реализм. Текст, действительно, неформат - он между жанрами. Виновата. :oops:
Удачи Вашему произведению в конкурсе! :wink:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 95 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB