Мерлуш писал(а):
Если стилистические и грамматические грешки велики, на первое место в топе рассказ вряд ли поставлю.
Я думаю, что талант это сверхосвоение ремесла плюс умение нравиться, видеть так, чтобы было не так. Первое (ремесло) – обязательно. А второе остается на откуп читающего/разглядывающего/слушающего.
Талантливый человек, пмсм, тот, кто перешел на следующий уровень сумрака относительно меня. Тот, кто обычное делает необычным, а необычное – ярким и не вызывающим отторжения.
Как читатель, я большой эгоист. И читаю тексты, как в детстве, без заморочек анализа как и почему. Критерий один: хочу/не хочу. Потом, если есть желание подумать над рассказом, раскладываю его, выискиваю, что именно понравилось, и как автор это сделал.
А талантливо сделанная вещь может быть очень простой. (Не только о писательстве сейчас говорю). В ней может не быть ничего оригинального, эпатажного, вычурного, ничего «сверх», но при этом - глаз не отвести.
Поэтому: нравится+качественно+аккуратно+правдиво+логично = топ.
Вот ведь умница старый пропойца. Озвучил вещи, чтобы понять которые, мне пришлось разговорить и послушать ни один десяток критиков. Ты прав про относительность требований критика. Каждый сравнивает со своим литературным опытом, написанного и прочитанного. Если не кривит душой, конечно.
Я попробую немного перефразировать сказанное....
"Талантливым" чаще всего называют произведение, которое дало читателю новое знание, понимание или фантазию. Например, свежий фантдоп.
"Талантливое" произведение даёт возможность погрузится в мир, вообразить себя персонажем,
"Талантливым" могут называть произведение с нестандартной/непривычной логикой повествования. То, что ты называешь, "сделать обычное необычным".
"Талантливое" произведение невычурно, может отличаться простой формы и лаконичностью.
.... и для сравнения приведу цитату из учебника по риторике:
Цитата:
В реме насчитывается четыре уровня, каждый из которых обязателен для оратора, если он собирается произвести на аудиторию благоприятное впечатление. Перечислим их подробно и с примерами.
1. Уровень нового факта. Другими словами, в каждом тезисе автору нужно сообщить собеседнику нечто новое — новые данные, факты, цифры, сюжеты и пр. Без этого его тезис не будет в достаточной степени информативен, не вызовет у слушателя активного интереса и заинтересованности.
2. Уровень новых связей между старыми фактами. Само название этого уровня поясняет, что тут факты могут быть старыми, уже известными, но их следует оформить новыми гранями, новыми оборотами отношений между ними. Этот уровень может быть назван более высоким по сравнению с уровнем факта.
3. Уровень прогноза, суммирования, выводов. Такой уровень предполагает, что, заканчивая свое выступление, говорящий высказывается относительно дальнейшего возможного развития той темы, о которой
он говорил, подводит разумные и логичные итоги сказанному.
4. Уровень элементов эстетического удовольствия. Здесь главное заключается в том, чтобы слушать оратора было не только полезно, но и приятно, чтобы его речь, по Цицерону, была не только «стройна», но и «изящна».
Добавим, что первые три уровня воздействуют на интеллект слушателя, а вот четвертый — на чувства, на душу. И естественно, что ни один из этих уровней не является более важным, чем все другие.