Я бы немного по другому сказал.
Если цель - выиграть конкурс, надо сначала определиться, что такое "выиграть конкурс". Логично - набрать максимум баллов. А как набрать? Надо, чтобы понравилось читателю.
Объективной методики оценки рассказа, увы, не существует. У большинства участников свои методики, иногда прямо противоположные (грубо говоря: "минус n баллов за мрачную концовку" - "минус n баллов за хэппи-энд", обе версии слышал от реальных людей, давно, правда).
То есть, рассказ должен понравиться "всем" и не раздражать никого. Если хочется победить, а не просто написать рассказ, да.
У рассказа должно быть фант.допущение - или новое, или старое с новым ракурсом, или старое, но хорошо прописанное. На РБЖ обычно бьют канделяброй (сильно снимают баллы), если фант.допущение не научно или затаскано, но, если сюжет и герои "вытянут" - то возможно все.
Иначе это не будет фантастикой и рассказ вряд ли войдет в десятку. Хотя, сюжет и герои могут "вытянуть".
Хорошее, оригинальное фант.допущение теоретически может вытянуть рассказ, но вряд ли. По крайней мере, все остальное не должно тянуть вниз.
Если у рассказа есть идея - то, зачем автор рассказывает свою историю читателю - это, обычно, очень хорошо. Если автор рассказывает историю, чтобы выиграть на конкурсе - это, как правило, видно. Не всегда, да, фантдоп, сюжет и герои могут вытянуть рассказ.
Рассказ, как правило, раскрывается через героя. Это - про кого рассказывается история.
Рассказ без героя выиграть может, но вряд ли. Обзовут "постмодерном" и срежут баллы. Герой должен быть понятен читателю (чтобы можно было сопереживать), иметь проблемы (чтобы было ясно, за что сопереживать) и не вызывать отторжения (или - вызывать по минимуму). У героя должна быть понятная задача, понятная сверхзадача, понятная мотивация, понятные и логичные поступки (иначе он будет "картонным", а за "картон" режут баллы), нормальная, живая речь (за "так в жизни не говорят" баллы режут бензопилой).
Много героев - вызывает путаницу, режут баллы.
Много названий для героя - путает читателя. Если в первой фразе герой "капитан", во второй "Иванов", а в третей "Вася" - читатель с первого раза читает про трех разных людей. То, что героя где-то представили - проблема рассказа, не читателя.
Злой, отрицательный герой, как правило, не приносит баллов, а наоборот. Если герой не перевоспитывается - баллы тоже снимают. Слишком положительный становится скучным и тоже не приносит баллов. Он должен иметь недостатки, но такие, за которые не режут баллы. Если герой изменится в течение рассказа - это может принести баллы, если читатель поверит. Если не поверит - баллы снимут.
Вопрос с рефлексией (то есть, герой думает, правильно ли он делает, вспоминает прошлое и т.п.) - сложный. За слишком долгую рефлексию режут баллы. За удачную - могут накинуть.
Хороший герой может вытянуть весь рассказ.
Сюжет, про что рассказывают читателю.
Должен цеплять в течение первых десяти абзацев и держать в напряжении до конца. Напряжение должно нарастать, в конце желательно кульминация. Несколько кульминаций, переломанная композиция обычно расстраивают читателя, и он режет баллы. Если с самого начала не "зацеплен" - становится скучно, и режутся баллы. Если сюжет предсказуем - режут баллы. Если концовка предсказуема - часто режут баллы. Если затянуто - режут баллы. Обычно приветствуется "ложная концовка" - герой почти победил, но тут какая-то мелочь и герою надо напрягать все силы, чтобы победить окончательно. Или проиграть, но так, чтоб читатель заплакал.
Впрочем, за грустные концовки тоже часто режут баллы.
За неожиданные повороты сюжета баллы могут накинуть, но только если они логичны и обоснованы - иначе срежут.
Яркий, динамичный сюжет может вытянуть рассказ.
Мир, то есть, где разворачиваются события.
Если есть логические нестыковки - баллы точно срежут.
если мира слишком мало - баллы срежут, если слишком много - тоже срежут. Мир должен быть понятен - хотя бы к концу рассказа, логичен, и служить... Ах да, мы же про баллы. Мир должен быть хорошим, продуманным, логичным, последовательным фоном для героя и сюжета. Если мир заслоняет героя - баллы, как правило, режут. Если весь рассказ описывается мир - баллы режут. Люди хотят про кого, и что, а не где.
Хороший мир может принести дополнительные баллы, но вряд ли вытянет рассказ.
И, наконец, как.
За ашипки режут баллы. За грамматические, синтаксические, стилистические, за опечятки. За слишком длинные предложения режут баллы. За "ненужные красивости", как правило, режут баллы. Иногда могут накинуть - но редко, и редкие читатели. Стиль должен быть прост и понятен, иначе, вполне вероятно, срежут баллы.
Вот, как кажется, основные зачем? кто? что? где? и как?
И, разумеется, фант.допущение - конкурс-то фантастики.
Правда, можно еще не пытаться набрать баллы, а просто рассказывать историю, и тогда сюжет, герои, мир, стиль, каждая деталь должны помогать раскрыть идею. Но за это могут срезать баллы, да и не факт, что получится. А еще можно учиться писать, ставить перед собой какие-то задачи и их решать. Но за учебу и эксперименты, как правило, баллы режут.
Все вышесказанное - мое имхо, наблюдения, которые могут быть и ошибочными, и не помогать, а только мешать выиграть
Мало ли, я, может, конкурентов устраняю
На истину не претендую, сам учусь.