"рабочий отдает предпринимателю три месяца своей жизни в год, неделю - в месяц или, короче, шесть часов в день. Теперь слушайте дальше... У нас, при шести домнах, будет занято до тридцати тысяч человек, - царю Борису, верно, и не снились такие цифры! Тридцать тысяч человек, которые все вместе, так сказать, сжигают в сутки сто восемьдесят тысяч часов своей собственной жизни, то есть семь с половиной тысяч дней, то есть, наконец, сколько же это будет лет? - Около двадцати лет, - подсказал после небольшого молчания доктор. - Около двадцати лет в сутки! - закричал Бобров. - Двое суток работы пожирают целого человека. Черт возьми! Вы помните из Библии, что какие-то там ассирияне или моавитяне приносили своим богам человеческие жертвы? Но ведь эти медные господа. Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привел..." (с, А. Куприн, "Молох")
Старый мотив на новый лад. Теперь Комбинат давит, а гнёт никто не замечает. "Окружающие воспринимали происходящее как должное, постоянный гнёт – как свободное дыхание. Служение Комбинату – естественным и единственно возможным течением жизни." И когда герой замечает гнёт и пытается бунтовать, Комбинат чуть не взрывается изнутри, лишь бы задавить бунтовщика. Спасает ля фам, которую он очень вовремя шерше. Или она его, не суть важно. А есть ли он, этот гнёт? Какая альтернатива? Альетрантива простая: рабовладельческий строй. Тогда рабовладельцев никто угнетать не будет... Вероятно, я не правильно понял идею. Идея может быть и в том, чтобы не соваться в игры, правил которых не знаешь. Играться нельзя не только с природой, но и с социумом.
Рассказ-хроника. Для поддержания интереса хроника прерывается "сегодняшним днем", но вот как-то не ясно, чего герою-то плохо. А раз не ясно, то как переживать за героя? Не вызывает герой сопереживания, а раз так - то и читать не особо интересно, что там с ним происходит. А чего ему сопереживать? Вылечился, работу нашел, начал понемногу приобретать могущество, собаку вон выдрессировал. Ну, Зоя отказала. Тоже мне проблема. Тут уж, скорее, Зое сопереживать, что у мага появится живая игрушка. Проблема возникает ближе к концу, где-то на последней четверти - но и там как-то особого сопереживания нет. Если совать проволоку в розеку - рано или поздно дернет. А уж того, кто проволоку сует, чтобы подсмотреть, как девушка раздевается так как-то и совсем не жалко. Тем более, что девушка потом прибегает откачивать, как полыхнуло. Еще и дыхание рот-в-рот, может, будет. Жалко Зою...
Вероятно, проще будет сказать: рассказ не понравился, попытался понять - чем не понравился. Автор волен наплевать и забыть, а вдруг интересно будет?
|