Автор i001 писал(а):
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет
Какими бы именами их не называли, но «люди с врождёнными способностями» останутся «Людьми-Х». Нюансы, конечно, играют роль, но сложновато соперничать с десятками неглупых людей, которые десятки лет зарабатывали себе на жизнь придумыванием суперменов.
Значит – работаем на нюансы, сюжет, идею.
Я это говорю потому, что автору рассказу явно не плевать на читателей: текст читабелен, чувствуется старательная борьба против сложных конструкций (но не надо этим увлекаться – тире и двоеточие иногда полезнее точки, иначе в тексте появляется заикающаяся интонация), интрига выдерживается почти до конца, хотя над тем, как обеспечить интригу, ещё можно поработать (котёнок в портфеле, как бы мы с вами не любили кошек, это перебор).
Первый «мастер» весьма хорош. Графическое НЛП, обоснование природы дара (врождённое + среда), развитие, дальнейшая судьба. Хотя, например, обосновать, почему после смерти отца всё так сильно изменилось в семье, не помешает.
Но вот уже с Мастера мозаик начинаются проблемы: слишком неравноценные эти мастера. Этот уже ближе к Х-менам. Обоснование развития таланта получилось слабенькое – можно научиться замечать, когда ударят, но расстановка мебели – это сродни НЛП. Скандалы и пьянки от фен-шуя не зависят.
Пирокинезист рушит всю картину: во-первых, было стопицот раз, во-вторых, это уже чистая магия. Овладеть НЛП так, чтобы сводить с ума и даже убивать , верю, но силой мысли поджигать всё вокруг…
Это первый явный промах.
Тему надо изучать, чтобы не выглядеть изобретателем велосипеда.
Второй заметный промах – в картине мира.
«Страны, в которых есть центры по изучению феномена мастеров, можно пересчитать по пальцам одной руки. США, Британия, Индия и мы»Почему такая выборка? С чем связано?
В фантастике есть правило: если упоминается политика, и она не совпадает с текущим политическим моментом, её надо уточнять, а если совпадает – уточнять тем более. Иначе будут «страшные коммунисты», захватившие полмира в 2010 году.
Любая серьёзная фантастика должна показывать или хотя бы обозначать тенденции развития идеи. Есть мастера – как это влияет на окружающий мир? Это же фактически признание существования магии!
Почему Россия упоминается на одном уровне с США и Британией, если с каждым днём она отстаёт от стран поменьше и уже давно является посмешищем в научных кругах (после случая с Петриком – тем более)? И почему нет Китая?
Просчёт в такой «мелочи» портит впечатление от истории: лишнее НЕ ВЕРЮ для фантастики – как лишняя гиря, утягивающая на дно. Не можете обосновать – не упоминайте другие страны и политику, размывайте время действия, уводите сюжет в прошлое, но забудьте о «мире будущего», который описывали фантасты прошлого века.
Третий ляп: идея и замах.
Как только автор пишет о «великом произведении искусства» или об «идее, которая изменит мир», он немедленно обнаруживает своё невежество и высокомерие (т.е. свойства, присущие дуракам).
Признанные произведения искусства могут принадлежать только признанным классикам – либо цитируем их, либо вообще не касаемся этой темы.
Идеи, изменившая мир, случаются, но мир меняется постепенно, на протяжении столетий, да и то, как показывает реальность, пара затрещин – и перед нами старый добрый кроманьонец. И где те идеи?
Так что замахиваться на
«Дневник содержит убедительные доказательства отсутствия смысла жизни. Ни в коем случае не читайте его!» не рекомендую.
Если в замысле было намекнуть, что «смысл жизни дают дети» (что и нашло отражение в финале рассказа), то надо развивать эту тему с самых первых строк. Ведь по замыслу важен не мастер мозаик, но «заклинание» мастера отчаяния! Значит, это должно быть особо продуманное колдунство.
Но как его продумать, если – см. выше – написать такой текст не смогли и настоящие Мастера?
Отчаяние и тоска – опасные темы. Тут пахнет эмо, то есть дурновкусием и задержкой в развитии. Детские обиды положено оставлять в детстве.
Если человек убивает за то, что его обижают, его надо пристрелить как бешеную собаку, ибо он ничем не отличается от чеченца или любого другого горца, который чуть что – хватается за нож.
А в рассказе такие «чуткие и ранимые дети гор» возводятся в ранг страдальцев и суперлюдей.
И советую почитать учебник по психиатрии для начала, чтобы более достоверно описывать приём «заговорю до самоубийства». А потом – пожалуйте в зал зарубежной литературы. Певцов отчаяния много, но, как ни странно, нет «классического сюжета» про самоубийство как таковое. Подумайте, почему.
Так что у нас есть? Рассказ о человеке, которого обижали, и он обнаружил, что смысла жизни нет, попытался донести эту мысль до человечества, помер от пули, а потом другой такой же обиженный решил закончить начатое. «Эмо мстят миру» – не самый свежий сюжет.
Объясняю на пальцах: темой «поиска и определения смысла жизни» занимались далеко не последние люди – Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А. Платонов, А. Камю, Беккет, Стоппард, Бердяев, Экклезиаст, Розанов, Соловьёв… И далее по списку.
И тут выскакивает автор рассказа «Мастер отчаяния» и заявляет: «Ребята, всё намного проще! Щас покажу».
Реакция читателя предсказуема: тот, кто слышал о предыдущих «ораторах», жалостливо вздыхает, тот, кто живёт и читает по принципу «не хочу учиться – хочу жениться», с удовольствием ныряет в экзистенциальную глубину:
С недавних пор он читал людей, как книги. Один взгляд – и ты будто вселяешься в тело человека, чувствуешь его желания, его мысли. Два кота лениво дремлют на диване. Контакт, одноклассники. Форумы, комментарии к новостям. Тысячи способов отложить момент, когда придется укладываться в холодную постель.
– У тебя нет дома, – сказал он.
– Простите?
– У тебя нет дома, и никогда не будет. Поздно. Даже если твой дом существует, вокруг него уже выросли стены. Как и вокруг тебя. Вам не объединиться.
– Я не понимаю...
– Ты едешь домой. Зачем?
Во взгляде девушки появилась тоска. Захар посмотрел ей в глаза и повторил:
– Зачем? И после этого девушка идёт бросаться под машину.
О, если бы оно действительно работало!..