h006 Однажды в Одессе
В общем, так. Есть одна реальность, где всё хорошо. И есть «боковые» ответвления, где хорошо не всё, потому, что там успеха добиваются бунтари всякие: «незаурядные личности, способные изменить ход истории и временно отклонить эволюцию в сторону. Всякие там Пугачёвы, Кромвели, Гарибальди, Ульяновы-Ленины...». Связывает их Лабиринт. Из реальности, где в гражданскую победил Махно (?!), а градоначальником Одессы стал Задов, в основную реальность, где продолжает править царь-батюшка (ну-ну…), сбегают три ГГ. Потом бегут обратно, где Фрунзе вот-вот доведёт до победы РККА. Потом собираются в этой реальности рвануть в Париж (ну, это, наконец, понятно). Вот такой сюжетец. Теперь три заявления. Первое тем, кто рассказ прочитал: нет-нет, рассказ обязательно надо читать! Второе тем, кто рассказ прочитал: сам дурак! и нечего в меня слюной брызгать! ты от текста-то отвлекись, стиль отбрось и посмотри, что в осадке останется! сам иди! Третье опять первым: тут вот какое дело – в этом рассказе главное не «что», а «как». Вот «как» тут феерично! Серьёзно. Текст пьёшь, как хорошее вино. Гладко и со вкусом. Я вообще человек нормальный – стихов не пишу. Это эти сумасшедшие – стихоплёты – любят чужие удачные строфы цитировать. А здоровые прозаики чужые хороши отрывки цитировать не любят, вот неудачные – это да, много и с охоткой. Но тут сам текст так хорош, что не удержусь. Вы знаете, что такое настоящий диалог? Вот что такое настоящий диалог: « - На шо игра? - поинтересовался Моня. - На малый интерес, - сообщил Краснов, не теряя почти английской невозмутимости. - И как, ваше благородие? - Не везёт.» Вы знаете, как описывается внезапно вспыхнувшая любовь? Вот как описывается внезапно вспыхнувшая любовь: «- Вы позволите? - на его счастье, зазвучал как раз новый вальс. - Да... И прохладные пальчики - в ладонь, и гибкая талия - под руку, и аромат - в голову... Краснов не помнил больше никаких подробностей того вечера совершенно. Помнил только, что проводил Полину и пошёл бродить по городу, хмельной от восторга.» Вы знаете, что такое обычная человеческая мечта? Вот что такое обычная человеческая мечта: «–Хочется пожить красиво. - Красиво здесь не получится. - Тогда как получится.» Вы знаете, в чём секрет умиротворения нашего в этой юдоли слёз? Вот в чём секрет умиротворения нашего в этой юдоли слёз: « - В Париже евреи есть? - спросил он, глядя в сторону. - Евреи? Есть, конечно, евреи везде есть. - Ну, тогда ладно.» А вот это близко уже лично мне: «Впрочем, контрабандистов никогда не жаловали. Ни при какой власти.» Ах, автор, это вы мне говорите? Мне, который почти всю жизнь прожил в приграничном городе, где каждый третий в свободное от основной работы время занимается именно этим? А некоторые занимаются этим всё своё время и, как у нас говорят, «с этого живут»… Ну, конечно, без погонь и стрельбы – это там осталось, в романтической дымке прошлого. Большие объёмы везутся большими фурами. Проплачиваются не на границе. Это не нашего ума дело. Вот, например, мне знакомый моряк рассказывал. Ходит он помощником капитана на торговом флоте под разными экзотическими флагами. Винцент и Гренадин, к примеру. Пароходство российское, поэтому сделал он себе российский паспорт – россияне не граждан на свои корабли не берут. Но флаг, понятное дело, не российский – так налогов меньше. И ходит он первым помощником капитана. То есть, ответственным за груз. Рассказал мне такую историю. Загрузили они в Петербурге партию каких-то суперсовременных противотанковых ракет. Бирка «Росвооружение», пакет соответствующих документов – всё как полагается. Пункт назначения – Алжир. Ракеты в сборе («Продали мы их в обезьянью страну и пользоваться ими обезьяны будут, – объяснил специалист, наблюдавший за погрузкой, – Поэтому и заранее собрали, те не смогут»). Ладно. Везут. Как они у них в Бискайском заливе с креплений сорвались и стали внутри контейнеров кататься – это в полном-то сборе – история отдельная. Пришли в Алжир. «Забирайте», – говорит алжирским военным, прибывшим на борт, мой знакомый. «Подождите», – отвечают ему. Проходит некоторое время. Поднимается на борт группа алжирских военных. Снимают с контейнеров ярлыки «Росвооружение», наклеивают ярлыки «Сделано в Алжире», забирают сопроводительные российские документы и протягивают ему новые. «Плывите», – говорят. «Куда?» «Там написано». И там действительно написано – пункт назначения: Поти. Кто не знает, это Грузия. Рассказать, какие отношения сейчас у России с Грузией? И поплыли. И приплыли. И выгрузили теперь уже грузинские военные у себя в порту суперсовременные противотанковые ракеты, «сделанные в Алжире»… Так что – не нашего это ума дело. А вот мелкими партиями промышляют простые люди. Это очень творческая профессия, автор! Очень творческая. И на пульсе конъюнктуры рынка руку надо держать. Вот, например, одно время от нас туда потоком шёл спирт. И при переезде через границу не редко можно было заметить картину: мужик толкает по обочине свой потрёпанный, скажем «фольксваген-пассат». Тот, который «универсал». Почему именно «универсал»? А у них бак на 100 литров. И бака на 100 л, скажете вы, ему не хватило через границу доехать? В этом и хитрость: в баке спирт, поэтому и выгодна машина с большим баком, а солярка – в бачке омывателя ветрового стекла, туда и трубка соответствующая подведена. Через границу переехать хватит, но если на ней очередь большая – до пункта отсоса спирта может и не хватить. Но ничего страшного: такие пункты были сразу у границы, можно и дотолкнуть… О чём это я? Ах, да, о стиле. Стиль у вас автор, роскошный! Аж завидно. Поэтому буду придираться. М-м-м… Чёрт, придраться-то не к чему. Ага, нашёл. Вот: «Страшным выдался год тысяча девятьсот восемнадцатый от рождества Христова». Вот это вы напрасно, одно дело говорок южнорусский, а другое – Михаил Афанасьевич. Потому что Михаил Афанасьевич – это заоблачные выси, это у вас не получится… А вот по-южнорусски получается. И так хорошо, что придраться-то больше и не к чему. Буду придираться к архитектонике рассказа и к смыслу. Тут, слава богу, не всё так хорошо. Особенно в исторической части. «На кремлёвском троне волдырём гнойным вспух Нестор Махно - самодержец, Батька Всея Руси. Одутловатый, грузный, наглый.» Ой, автор, о Махно, похоже, по советским фильмам судите… «Жгли сёла». Это Махно-то, крестьянский вождь? Полноте… У меня, кстати, дед, служивший врачом в Красной Армии с года её основания, как-то не успев драпануть со своей частью от махновцев, несколько дней, пока они село занимали, в подполе крестьянской хаты просидел – хозяин не выдал, к врачам все относились с уважением. Хорошо, что махновцы сёла не жгли, а то б не писать мне эти строки… Кстати, я деда спрашивал, почему он к красным пошёл, а не, скажем, как его однокашник по университету Булгаков – к белым; ответ был кратким: «Кто первым мобилизовал, к тому и пошёл». Вот такой был революционный подъём среди населения тогдашнего… «На севере хлестались в конных лавах с красными бандами Ульянова-Ленина». Да бросьте вы, автор, какие там банды Ленина? Ленин только и мог, что записки писать: «нужно расстрелять как можно больше». И переворот и гражданскую войну Троцкий выиграл. Так что РККА была бандами Троцкого. Их портреты тогда обязательно рядом висели и одинаковые по размеру. Иногда Троцкого – даже больше. Именно Троцкого, лидерство которого само собой разумелось, Сталин первым и убрал. С помощью Фрунзе в том числе. А уж Фрунзе – вторым: дав ему, не переносящему хлороформа, хлороформенный наркоз во время операции по поводу давно зарубцевавшейся и нисколько не беспокоящей красного командарма язвы желудка. Он, было, на операцию не хотел ложиться, но вопрос об операции Политбюро решило, как тут отказаться. Вот как всё сложно поначалу-то было.… Это потом намерение рыть туннель в Индию ни у кого удивление не вызывало, а поначалу – всё правдоподобно стремились сделать… «На западе отжимали к Дону, добивали франтоватых добровольцев Деникина». Дорогой мой автор, если Дон у вас на западе, то почему Одесса от него – на юге (судя по дальнейшему тексту)? Не купить ли вам, автор, глобус? (смайлик «гы-гы-гы») А, кстати, автор, вам не приходило в голову, насколько бы улучшилась динамика вашего рассказа, если б события в разных измерениях передавать не последовательно, а параллельно? Но все эти замечания, повторяю, – от зависти. Уж очень хороший у вас, автор, рассказ!
Оценка: язык, стиль – блин!!!, идея – очень хорошо, сюжет – очень хорошо, герои – отлично, послевкусие – отлично, итог – 44.
|