Этот рассказ разбирать целиком мне трудно, потому что он разваливается прямо в лапах. Зажатыми в горсти и в памяти остаются понравившиеся, крепкие куски. Скользкими плюшками валяются на земле перезревшие и разваренные.
К первым я отношу все, касающиеся самого похода. Какие ребята в группе, какими они есть, какими кажутся. То самое сравнение с щенками (само по себе подозрительное, "внешний" мир домашних питомцев не предусматривает, откуда тогда герою известно о бассетах?) очень хорошо указывает, кем они являются. Щенками, из которых самые любознательные попадут в неприятности быстрее, а самый проницательный окажется эгоистом или подлизой. Кто-то выкрутится, а кто заведет всех в ловушку?
В этих кусках есть психологические портреты, намеки, подсказки... Великолепно.
Следом идут куски про песчаных медведей, ледяных тортилл и прочую живность. Очень красиво.
Про страхи. Что кого преcледует, что кому страшнее. Интересно.
И, наконец, самый поджаристый, самый яркий - это кусок про фальшивый механизм выполнения желаний. Можно всплакнуть, можно восхититься, можно поворчать, что вся комнаты кой откуда тиснута, но кусок удачный.
А вялые плюшки, которые неэстетично размазались по полу, это трупешники со слизью и объятиями, плотнеющие призраки и повествовательные вставки о происходящем.
Со слов «Китайцы сюда бросали бомбу, было такое дело. Так и наши сюда генетический заряд ухнули, и американцы с индусами поверх аккуратно залакировали…» и до «Я, кстати, по психотипу совершенно не подходил, и пробился в новомодную школу лишь благодаря отцу — он у меня как раз из властителей портфелей и дум, еще и не такое устроить может» угнетающая тоска.
Ниже еще: «Именно по таким вот объектам и сообразили…»
От «Поиски длятся не дольше двух дней...» до «А вот за это уже полагается премия».
Я о них.
Они не то что портят впечатление, они инородные, вялые и унылые. Давным-давно в одной далекой галактике... Республика получила независимость... В таком-то году обнаружили анобтаниум...
Пояснения нужны тексту, бесспорно. Залезть в авторскую голову нельзя. И разглядывать это пюре тоже неохота.
Это удобный и простой путь. Перенести рассказы о внешнем мире в диалоги - можно потерять динамику, да и не все, что знает и хочет рассказать нам герой, можно говорить в присутствии прочих персонажей.
Дать "дневники", письма, "бортовые журналы", вырезки из газет? Сложно. И в переизбытке утомляет.
Вскрывать по ходу дела? Так сюжет чуть иначе построен, не перекраивать же?
Я не знаю, что в этом случае будет выглядеть органичнее, но вижу, как изящно автор управляется с прочими приемами, поэтому верю, выход найден будет.
П.с.
Цитата:
"Сашка Шумейко бросается с кулаками на Зилоти...
— Гад, гад! — проорал он".
Леша же Шумейко? Сашку как раз искать надо.