b038 Что есть Человек?Текст разбит на 18 блоков. Для удобства читать будем поблочно.
Цитата:
1. «Заспорили как-то раз Заяц, Хитрость и Дорога, кто из них больше Человек?»
Есть такая игра: исключи лишнее. Думаю, в этой компании лишним будет Заяц.
Это первое предложение текста. Сразу понятно: реалиев не будет. Сюр, символы, метафоры.
Но к реальности возвращает Дорога:
Цитата:
«- У него хотя бы уши имеются! – ехидно заметила Дорога. – А у тебя? Загляни-ка в зеркало! Какие там уши, вообще ничего не видно!..»
Сразу вопрос: а у Дороги уши видно? Дорога может глянуть на себя в зеркало?
Это самое начало истории. Возможно, что автор нашёл какую-то пограничную полосу (сюр-реальность) в рамках которой собирается удерживать внимание читателя. Но по первому блоку границы этой полосы не понятны.
2. Во втором блоке нет ясности. Заяц (вроде бы) подумал, что влез не в своё дело (а я сразу об этом говорил!
) – никакой он не Человек! Но что Заяц решил - непонятно:
Цитата:
«Подумал он так, подумал, махнул на все лапкой, да и выбрался из родных кустов. Была, не была! Не представляя толком, что делать дальше».
Заяц может «не представлять, что делать» в двух случаях: выполняет пари (но не знает, как это делать), не выполняет пари (и чем же теперь ему заняться?).
Это самое начало. Допускаю, что какой-то хитрый приём. Но отсутствие чёткости в блоке, исключает блок из восприятия.
Цитата:
3. «А с другой стороны, если так посмотреть!»
Что бы это значило?
Если это вопрос, - то почему восклицательный? А если утверждение, то чего?
4. Появляются новые участники: Философ и Поэт.
Мудрят и словоблудят. Небольшое отступление от исходной задачи воспринимается как облегчение: по крайней мере – люди.
«Жёлтая дорога» уже занята Волковым (Элли шла в страну Гудвина по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом). У вас символизм, Автор. Значит, следует держаться правила: читатели (в случае их наличия) будут искать смысл во всём, даже в цвете Дороги.
5. Стремительный возврат к спору. Смысл блока привычно неясен, но такое впечатление, что Дорога заключила сепаратное соглашение с Зайцем. Разумеется, объединившись, им будет легче перехитрить Хитрость. Одна беда: если Заяц и Дорога победят хитростью, значит, победила Хитрость. Угадал ли я ход мысли Автора? И чего стоят притчи, если их значение нужно угадывать с самого зачина?
Цитата:
6. «- Смотри, что творит этого бродяга, заяц! – воскликнул Поэт, – Вот это молодчина!»
После запятой лучше бы с маленькой буквы.
«Что творит этого бродяга»? Наверное, опечатка (то ли «бродягу», то ли «этот»).
В этом блоке становится понятным (примерно) кто будет судьёй в споре. Но спорящие об этом не договаривались.
Цитата:
7. «Безмолвно смеялась Хитрость. Ведь у нее было головы, чтобы увидели, что она смеется. Или хотя бы услышали ее смех».
Даже предположив, что во втором предложении пропущено «не» (ведь у неё не было головы), всё равно непонятно: а кто может увидеть (услышать) отсутствие?
В этом месте я и в первом чтении отметил, что жанр притчи не выдержан: вместо ясной и чёткой модели, из которой следует однозначный вывод – источник аллюзий и метафор по общечеловеческим (философским) проблемам, автор делает крен в сторону игры слов (софистики).
А теперь внимание! Автор! Это конкурс фантастического рассказа, с той или иной мерой научности.
Мы прочли примерно половину и уже можем сделать выводы: а) это не фантастика; б) это не рассказ; в) определить жанр текста пока нет возможности.
Как же ЭТО читать? С каким настроением? На что надеясь?
Вы действительно полагаете себя волшебником слова, приковывающим внимание к своим строкам? Допустим, "да". Почему бы и нет? Но как тогда понимать обилие ошибок в тексте? Для волшебника – непростительно. А если вы не волшебник, зачем это читать тем, кто пришёл читать фантастику?
Цитата:
8. « - Что есть Человек? Ходящий на двух ногах и без перьев – ответил Платон, глядя на петуха в руках Диогена. Но тот ощипал петуха, – сказал Поэт».
Это выражение приписывают Аристотелю.
Но я не об авторстве. Я о безобразной подаче материала. Автор, вы уверены, что из этого предложения понятно, кто что и кому сказал, кто держал петуха, а кто его ощипывал?
Цитата:
9. « - Атэ1 помутила мой разум! – пояснил он…»
Это крестьянин пояснил. Жаль, что его пояснения ничего не пояснили. А кто такая «Атэ1»?
Я не буду больше вас мучить, Автор (и себя поберегу).
Мы добрались до середины рассказа. Если вам кажется, что ваша "философия" умна, наглядна и остроумна, то вы правы: вам это только кажется.
Просто дочитаю до конца.
Ура! А вот и конец:
Цитата:
«На самом деле, Человек состоит из Зайца, Хитрости и Дороги…»
Может быть. Но что в этом революционного? Что в этом открытии такого, что бы оправдало время, потраченное на чтение вашего текста?
А давайте я попробую?
Цитата:
«На самом деле человек состоит из бесчисленного множества понятий и символов, среди которых можно отыскать и Зайца, и Хитрость, и Дорогу».
И что? Можно ли по этому заявлению предположить, что мы с вами обогатили общественность форума какими-то глубокими знаниями?
Я думаю, что нет.
И философии здесь нет. Во всяком случае, я её не чувствую.
Поэтому и говорю: «не донырнул».
А теперь от себя. Рассказ провальный, потому что читателя вы обманули дважды (намеренно или нет – не суть). Первый раз, когда вместо конкурсного фантастического рассказа подсунули "не разбери что" (но это вина преноминатора, зачем было вообще пускать этот текст на конкурс?). Второй раз, пообещав в заглавии объяснить «что есть человек», - ничего вы не объяснили. И пищи для размышлений не дали. А что самое обидное – ваши усилия исполнить обещанное не заметны. Ошибки и опечатки - это и есть ваша собственная оценка этим усилиям.