Что-то и меня потянуло немного сора из мастерской вынести...
1. Первое, что определяю, когда задумываю рассказ - это идея: ЧТО я хочу сказать читателю, на что намекнуть, над чем заставить задуматься.
2. Второе - КАК сказать, чтобы меня послушали. И вот здесь начинаются проблемы
Прямо с первого пункта.
2.1. Знакомство с героем. Ситуация, которая открывает рассказ - привычно-бытовая, чтобы читатель, на которого рассчитан рассказ, мог представить себя на его месте. НО: все мои герои другого пола, чем я, и старше лет на 10, что создаёт сложности. Только не надо меня жалеть: это сознательный выбор и сознательная позиция. На дух не переношу слюнявых рассказов, написанных от лица юных девушек ("Выживай"
Мёрка в эту категорию не отношу: этот рассказ - редчайшее и тем ценное исключение). Лучше перегрызу себе горло, чем начну писать "женскую прозу"!
2.2. Проблема или мечта героя. Даётся вместе со знакомством или чуть позже - то, что его тяготит или к чему стремится. Проблема должна быть такой, чтобы попала "в яблочко", задела струнку в душах "целевой группы" читателей. Без неё герой не будет живым - я поняла это совсем недавно.
2.3. Экстремальная ситуация. Что-то, что резко врывается в жизнь героя, ломает планы, заставляет бороться и преодолевать, раскрывает его характер в действии. Не связана прямо с пунктом 2.2.
2.4. Действия героя в ЭС. Самая объёмная, напряжённая и захватывающая часть рассказа... в идеале, которого я пока не достигла. Мне часто пеняют, что расписываю много ненужных подробностей в начале, а середину комкаю. Что ж, будем исправляться.
2.5. Разрешение ЭС. Без комментариев - здесь всё, что я могла бы сказать, гораздо лучше объяснил
Угрюмый. Кстати, моя схема рассказа может кому-то напомнить схему Угрюмого, но это не плагиат. Скорее, телепатия
2.6. Разрешение проблемы героя. Обязательно. Из пережитого он должен вынести урок, опыт, который поможет справиться с тем, что тяготило вначале... или отбросить терзания как ненужные. Герой должен уйти с последней страницы ДРУГИМ, чем появиться на первой. Сменить не просто должность и количество звёздочек, а характер и взгляды.
3. Работа над стилем, шлифовка языка. Наименее интересная (лично для меня) часть работы. Но необходимая, признаю. В корявом и тяжёлом языке утонет любая идея.
На этом всё. Прошу к вышесказанному серьёзно не относиться - это не поучения (куда уж мне учить других, сама немногим могу похвастаться
), а так, мысли вслух.