Дымка писал(а):
и вообще, литературе ведь не учат (я по крайней мере не слышал о таком)
музыкальных школ полно, художественных - тоже... а литературных? может и есть, но на порядок меньше...
Да как сказать.
На мой взгляд, пример не удачный.
В музыкальных школах не учат писать музыку - скорее, ее воспроизводить. Аналог - читать литературу вслух. Дикцию ставят, не так мало
Другое дело, что спрос поменьше.
В художественных школах не могут научить рисовать
Показывают, "как это делают" учителя, дают образец и "бьют" до тех пор, пока на бумаге не отобразится образец. Это ближе, но... это как если задача писателя - описывать реальные факты. Но это документалистика. Да, руку, теоретически, набить можно, но это не искусство.
А меньше...
Так музыку сыграл старую мелодию - и все довольны.
Скопировал Мону Лизу, или там орнамент кельтский нарисовал - все в востроге.
Переписал "Зайца" Шекли - запинали, забросали помидорами и вываляли в смоле и перьях
Плюс - общественное мнение. Если я играю на кларнете - ну, прикольно. Можно подудеть при случае. Если я умею рисовать - еще прикольнее, можно позвать квартиру украсить. Если я пишу стихи - а какой дурак их не пишет? Хорошие? Типа, Есенин, да? А если прозу - то и вовсе "ты че, типа новый Хемингуэй?"
Искусству научить, в общем-то нельзя.
А ремеслу - так и Кинг писал, и Никитин вон какую-то книжку "как написать бестселлер за месяц" издавал.
И Угрюмый вот
Еще могу добавить прием от Шекспира: разбавлять напряжение.
Если весь рассказ нагнетать - читатель устанет. А если нагнетать - а потом шутку, забавное чего-нибудь, расслабляющее - то когда опять пойдет нагнетание, "ударит" сильнее.
И еще один, не знаю чей: быть проще. Бытовой язык, бытовые диалоги даже в самых экстремальных условиях, куда просится пафос и т.д. звучат на порядок-два громче.
- Спасайся! Мы погибнем оба!
- Нет! Я не оставлю тебя!
или
- Сматывайся, пока можно, харе в героев играть.
- Да иди ты на ...! Прорвемся.