Sloniara писал(а):
Угрюмый- а про многоплановость- это верно... нельзя ли поподробней. От чего оттолкнуться?
Можно!
Только коротко не получится. Сперва нужно договориться о значении слов и ввести определения.
Отталкиваться нужно от уверенности, что рассказ – это всего лишь механизм, который строится по шаблону. Основная задача автора – скрыть от читателя этот шаблон. Сделать вид, что текст – есть продукт вдохновения, а не результат инженерного расчёта.
Многоплановость.
Мне больше по душе другой термин: рельеф.
Главная проблема – «держать» рельеф не в ущерб темпу изложения.
Поехали.
Условно разобьём весь текст на три составляющие: мир, герой и заморочки.
Мир – пространство, в котором действует герой;
Герой – агент, который привлекает внимание читателя;
Заморочки – гвоздики, которые автор забивает в голову читателя, пока тот пытается понять, чем это герой занимается?
Аксиоматика:
а) мир больше героя;
б) герой интереснее читателю, чем мир;
в) заморочки интересуют только одного человека – автора (всегда).
Исходя из этого, следует начинать с героя. Это и будет первым планом (нулевым уровнем, стартовой плоскостью).
Герой:
1. Что-то имеет (обязательно!) – отправная точка.
2. В том, что он имеет (п. 1) он чувствует ущерб (дефицит хорошего или избыток плохого).
3. От этого ущерба (п. 2) он страдает (чем сильнее, тем лучше).
4. Он составляет план, как ему справится с проблемой (п. 3).
5. Он действует в соответствии с планом (п. 4).
6. Он решает проблему п. 2, и ему становится лучше по п. 3.
Это то, что я называю "линейкой" - тупым экшеном. «Тупым» - потому что на входе/выходе истории, чувства героя всегда известны: вход – горе, выход – радость.
Это никуда не годится!
Превращаем тупой экшен в изощрённый (придаём рельеф самому действию).
7. (Девиация цели). Неплохо, когда герой получает НЕ СОВСЕМ то, к чему стремился. Пусть он получит что-то очень похожее на то, что ему хотелось, но НЕ ТАКОЕ. В этом случае: либо он страдает от того, что всё могло быть лучше (автор пессимист), либо радуется тому, что всё могло быть много хуже (автор оптимист). В любом случае: имеем гамму чувств на выходе истории.
8. (Девиация мотивов). Очень хорошо, когда на уровне п. 5 герой вдруг осознаёт, что то, что ему не хватало в п. 2, на самом деле ему нахрен не нужно. Но спрыгнуть с «дела» теперь ему не позволяют обстоятельства, поскольку он крепко увяз в п. 5. Имеем: гамму чувств на выходе и ставим под сомнение чувства на входе. Теперь, судя по всему, в п. 3 было не так уж и плохо!
8. (Аннигиляция цели и мотивов). Самый писк, когда на уровне п. 5 герой вдруг приходит к выводу, что на самом деле у него всё было. Это своими неразумными действиями он привёл в неравновесное состояние своё благополучие, и теперь хрен его знает, куда кривая вывезет. Истерика на входе, истерика на выходе.
О! Самое «то»!
Проработав экшен, начинаем работать со вторым планом - мир.
Миром будем называть всё, что окружает героя (включая второстепенных героев).
Всегда нужно помнить: мир взаимодействует с героем!
Важно: мир и герой должны быть антагонистами. В этом случае, второй план (противоречие мир – герой) усугубляет динамику первого плана - «экшен».
В п. 5 герой получает новые вводные (о которых не догадывался в момент составления плана действий), и либо реагирует на изменение окружающей среды (побеждает), либо нет (проигрывает).
Герой – старается «прогнуть» мир под себя. Мир старается сломать героя.
Мир всегда сильнее. Герой (желательно) хитрее.
Прорабатывая местность, в которой герою предстоит выполнить задуманное, автору ОБЯЗАТЕЛЬНО следует правильно оценивать свою компетентность.
Мир – это то, что красным маркером проводит черту между филологами и технарями.
Филологу хватает умения жонглирования словами, чтобы просто работать с героем, его проблемами и чувствами.
Плюс – текст все понимают. Минус – очень тяжело в таком тексте спрятать шаблон. На пятой-шестой истории все начинают смеяться: одно и тоже!
У технаря хватает специальных знаний, чтобы привлечь к действию мир.
Плюс – в тексте легче спрятать шаблон. Минус – не все это текст понимают. Начинают смеяться с первой строки – да это же Угрюмый!
Важно: привлечение мира к «экшену» тем изящней, чем его (мира) меньше.
Для меня лично это самое тяжёлое условие.
Это как работа с перцем и кореандром: приправы блюду должны придавать больше запаха, чем вкуса.
Тем не менее! Мир – это лучший второй план из всех возможных.
Умело используя специальные знания, вы завоюете доверие читателя к своему тексту. А значит и доверие к действию, и герою. Чем больше читатель доверяет герою, тем больше влазит в его шкуру. Конечная цель – читатель не хочет из этой шкуры вылазить.
Читает второй раз. Третий… Потом звонит Реглаву: какого чёрта? Яценко хочу!..
Гм-м…
На чём это я?
Заморочки!
Устал.
Всё.
Если интересно, кричите - продолжу. А за молчание - молчание.
Спасибо за внимание.